"Вестник Знания", №8, 1925 год, стр. 597-598

Гиганты машиностроения.

Опыт показал, что чем крупнее двигатель или электрическая машина, тем выгоднее они работают и тем дешевле обходится их постройка, рассчитанная на единицу их мощности; иначе говоря, если электрический двигатель в 10 сил стоит 800 рублей, т. е. по 80 рублей за силу, то двигатель в 100 сил будет стоить уже не 8.000 рублей, а значительно дешевле. Разные вредные сопротивления в машине, происходящие от трения и других причин, также падают при больших ее размерах, отчего машина требует меньше топлива и работает более экономно. Кроме того, уход за одной большой машиной дешевле и проще, чем уход за десятком более мелких машин. Эти обстоятельства и послужили причиной того, что за последнее десятилетие двигатели строятся все больших и больших размеров. Еще в 1876 году паровая машина Корлиса в 3.000 сил возбуждала всеобщее изумление. В 1896 году 5.000 сил были пределом мощности водяной турбины и электрического генератора, когда такие машины впервые появились на Ниагарской электрической станции. То же нужно сказать о паровых турбинах. Война несколько замедлила темп этого развития, но за последние пять лет заграничная техника подарила миру несколько новых гигантов.

Проект гигантской турбины в 70.000 лош. сил, устанавливаемой на Ниагаре.

Знаменитый Ниагарский водопад, расположенный в центре густо населенной местности с сильно развитой промышленностью, могущей потребить любое количество электрической энергии, обратил на себя особенное внимание американцев. Теперь они выстроили на водопаде несколько водяных электрических станций с общей мощностью до двух миллионов лош. сил. Весьма вероятно, через какой-нибудь десяток лет почти вся вода в реке будет пущена через турбины, и от величественного водопада останутся лишь воспоминания и фотографии. В настоящее время на водопаде достраивается новая силовая станция на 300 тысяч лош. сил, где будут установлены турбины и генераторы по 70.000 сил. По приложенному рисунку, где справа видна фигура человека, можно составить себе некоторое представление об этом колоссе. Вес турбины и вращающихся частей равен около 200 тонн, а диаметр стального вала превышает 1 метр. Одна такая машина могла бы снабдить энергией целый большой город. Но и это не удовлетворяет смелых заокеанских строителей, и последние технические журналы сообщают нам о начатой постройке 82.000—сильных турбин.


Hosted by uCoz