"Вестник Знания", №4, 1927 год, стр. 255-256

ЧУДЕСА КИНЕМАТОГРАФИИ.

Вопрос. Меня интересует вопрос, каким образом переносят на фильму такие явления: пожар, где сгорает здание, пожар на пароходе, тонущее судно, работа под водой, землетрясение, разрушение городов и т. п.

Подп. И. Я. Шнейдер.

Ответ подп. И. Я. Шнейдер. Кинематография имеет в своем распоряжении колоссальное количество возможностей в деле применения тех или иных, так наз., трюков, основанных главным образом на самом принципе кино и несовершенстве нашего глаза. Но в тех случаях, которые вы указываете, эти «трюки» применить нельзя и их выполняют нормальной съемкой, т. е. следующим образом:

I. При съемке пожаров поступают различно: а) кино-фабрика строит или покупает, подходящее к данному случаю, здание и во время съемки его сжигают, b) строят небольшой макет (модель) и так же сжигают и, наконец, с) чаще всего пользуются дымом, применяя его при съемке пожаров таких зданий, коих сжечь нельзя, напр., фабрик, заводов и т. д. и при съемке деталей пожара, уже на кинофабрике, в съемочном павильоне.

Почти никогда не применяют одного из указанных способов целиком, а комбинируют их. Так напр.:

1. Пожар начался. Горит фабрика. Снимают фабрику, пуская в окна дым.

2. По лестницам и коридорам бегут рабочие, некоторые, задыхаясь, падают.

Это снимают на кинофабрике, на фоне специально устроенных декораций, применяя дым.

3. Общий вид горящей фабрики издали.

Это снимают с макета (модели) который построен художником-специалистом из такого материала, чтобы он при горении дал точную копию в миниатюре горения чего-то большого.

4. Двор фабрики. Толпа. Приезжают пожарные.

Опять снимают с натуры, пользуясь дымом.

В умелых руках режиссера и оператора получается полная иллюзия настоящего пожара.

При съемке горящего леса, американские кинофабрики покупают несколько десятин леса, и объектив кино-аппарата берет на пленку подлинный лесной пожар.

II. Пожар на пароходе. На любом из пароходов, с разрешения администрации, разыгрывают, например, панику и снимают пожар, пользуясь дымом. Далее снимают общий вид горящего парохода, пользуясь небольшой моделью—макетом, плавающей и горящей в какой-нибудь луже.

III. Тонет пароход. Чаще всего тонет настоящий, старый, потрепанный, купленный фабрикой по дешевке, или пользуются опять-таки моделью. Пароход пошел ко дну. Это происходит в небольшом аквариуме.

IV. Работают водолазы. Снимают также, но уже в аквариуме солидных размеров.

V. Землетрясение, — рушатся горы, происходит обвал, гибнет цветущий город и пр. и пр.

Все это происходит в небольшой комнате, где оператор снимает хорошо сделанную художником и специалистом геологом модель-макет. Для большего эффекта, параллельно снимают улицу с бегущими артистами, изображающими жителей, ищущих спасения, упавшую женщину с ребёнком (крупно во весь экран) и по ней бегут люди и т. д. и т. п. Здесь также пользуются дымом и др. предметами.

В руках монтажера, человека склеивающего из частей-кусочков целый фильм (под руководством режиссера) создается потрясающая картина.

Зав. Фото-кино-лабораторией Гос. Рефлекс.
ин-та по изучению мозга А. Г. Мухин.


Hosted by uCoz