ЗА РУЛЕМ, №1, 1929 год. КАК ПОСТРОИТЬ ПРОСТЕЙШИЙ МОСТИК

"За рулем", №1, январь 1929 год, стр. 2-4

Вид самодельного горбатого моста

КАК ПОСТРОИТЬ ПРОСТЕЙШИЙ МОСТИК

ХОТЯ полотно большинства наших грунтовых дорог не подверглось никакому искусственному улучшению, все-таки "с грехом пополам" по ним можно ездить. Если же в пересечении дороги с речками и ручьями, где вода течет постоянно, или же с суходолами, оврагами и искусственными канавками, где вода течет только во время дождей и от таяния снега, не устроить мостов, мостиков, труб или лотков под полотном дороги для того, чтобы перепустить воду с одной стороны дороги на другую, в таких местах нельзя будет совершенно проехать. Поэтому устройство этих сооружений, называемых "искусственными", является первым шагом в деле устройства всякой дороги.

Мы имеем много примеров неудачной постройки простейших мостиков, производимой местными силами, при отсутствии технических указаний, с грубыми ошибками, сводящими на-нет значение моста, как водопропускного сооружения. А между тем, чтобы возвести технически грамотное сооружение, с относительно небольшими затратами, нужно немного искусства и старания.

Мы постараемся охарактеризовать главнейшие недостатки, встречающиеся на практике в кустарных приемах постройки небольших деревянных мостов и приведем пример технически грамотного устройства такого мостика.

Главнейшие ошибки при кустарной постройке деревянных мостов

При постройке деревянных мостов своими силами, без технического руководства, ошибки имеют место в отношении выбора материалов для работы и в способах "конструирования".

Вместо того, чтобы употребить хвойный лес, отличающийся прямизной, иногда берут лиственный, неровный. На юге, где нет хвойного леса, применяют лиственные породы — дуб и бук, но так как длинных прямых частей из них сделать нельзя, то здесь обычно каменные мосты предпочитают деревянным.

Тип простейшего деревянного мостика на стульях

Наиболее прочной породой хвойного леса является сосна; ель слабее и при забивке свай из ели голова сваи при ударах по ней легко "размочаливается". Но и хороший сосновый лес может оказаться мало пригодным для постройки. Чаще всего это происходит вследствие небрежного хранения его, — он "запаривается", приобретает красный цвет, что является первым признаком его порчи. В употребление должен итти лес, по крайней мере, прошлогодней рубки. Сырой лес плотникам трудно обрабатывать. После высыхания части его искривляются, что ведет к ослаблению моста.

Одна из часто встречающихся ошибок при устройстве деревенских мостов, — это употребление "неокоренного" леса. Кора, оставаясь на бревнах, мешает распознать здоровый или больной лес, а в дальнейшем способствует быстрому загниванию даже здорового леса.

Бревна нельзя употреблять без предварительной их "правки'". Вследствие некоторой естественной "коничности" и кривизны бревна его необходимо выправлять по шнуру, стесывая лишние части по линии, указываемой шнуром.

Вот некоторые главнейшие соображения, какие необходимо иметь в виду при выборе и заготовке леса для устройства деревянных мостов.

Трудно перечислить все промахи, которые допускаются при конструировании моста, вследствие разнообразия и многочисленности их. Укажем на главнейшие из них.

Очень часто не отдают себе отчета в том, что важнейший период службы моста, — время весенних вод, или сильных и продолжительных дождей, когда количество проходящей воды и ее уровень значительно повышаются. Часто забывают, что для пропуска воды в этот период необходимо, чтобы мост имел достаточные отверстие и высоту, больше, чем это нужно в обычных условиях. Если отверстие и высота слишком малы, то такой мост может быть снесен полой водой. Нам приходилось видеть летом небольшие мосты, устроенные почти на одном уровне с поверхностью воды. Разумеется, такие мосты будут снесены весной, или даже при сильном дожде. Отверстие моста расчитывается по особым правилам, или же назначается, исходя из некоторых технических данных.

Встречаются ошибки и противоположного характера; неизвестно на основании чего некоторые решают, что мосты в середине должны быть выше, чем по краям. Может быть предполагают, что поверхность воды выпукла в средней части? А отсюда — "горбатые" мосты, устройство которых неблагоприятно отзывается на работе всего сооружения под действием нагрузки.

Способы соединения прогона и насадки

Переходя к неправильностям отдельных частей моста, от которых больше всего страдают проезжающие, следует упомянуть практикующееся устройство настила проезжей части в виде чрезмерно тонких жердей в 2—3 вершка толщиной, которые не закреплены на месте так называемыми "прижимными" брусьями, а поэтому при проезде по ним поднимаются и опускаются, как клавиши рояля. При правильном устройстве необходимы прижимные брусья, которые удерживаются на месте врубкой в прижимные тумбы.

Очень часто, поставив в процессе устройства моста опоры его в виде "стульев", или забив сваи, не устраивают "насадок", т.-е. бревен, насаживаемых сверху на опоры, находящиеся в одном поперечном ряду, а прямо кладут прогоны на головах свай. Вследствие этого мост, устроенный на таких стульях или сваях, не может иметь достаточной жесткости ни в продольном, ни, тем более, в поперечном направлении, он при проезде по нем будет ходить "ходуном", и при этом легко может произойти крушение.

Из ошибок в соединениях отдельных частей моста, говоря о "врубках", отметим, что ошибки эти, рассеянные в отдельных точках всего моста, все же, вследствие своей многочисленности, оказывают также вредное влияние на все сооружение.

Детали врубок: соединение стула с насадкой и укладка бревен в застенках (справа)

Самые соединения очень часто делаются не на месте. Например, стыки прогонов по длине устраиваются не на опорах, а в пролетах. При этом уничтожается всякое значение прогона, как балки, лежащей на опорах и обязательно цельной в пределах пролета. "Врубки" делаются так, что они не обеспечивают передачи усилий с одного элемента моста на другой, или чрезмерно ослабляют соединяемые части, или устраиваются так, что в них легко затекает вода и, не имея выхода, вызывает постепенное гниение дерева.

Указания, как правильно сделать простейшие из этих соединений, а также номенклатура отдельных частей и порядок устройства небольшого мостика, видны из изложенного ниже.

Пример правильного устройства деревянного мостика

Балочный мостик на стульях — одни из наиболее простых. Если имеется небольшая лощинка, то ее в пределах моста и несколько в стороны от него нужно разработать в форме канавы, путем устройства входного и выходного русла для направления течения воды. Далее устанавливаются стулья в качестве опор будущего мостика.

Все части мостика делаются из круглого леса, т.-е. из бревен, требующих наиболее простой отделки, чаще встречающихся в готовом виде в продаже, и более дешевых; но вместо бревен можно употреблять и обделанный лес, т.-е. брусья, при чем последние используются, главным образом, для прогонов.

При плотном грунте стулья можно ставить непосредственно на дно вырытого котлована (ямы), в противном случае под стулья подкладывают большие камни или деревянные лежни. Низ стула должен быть не выше уровня промерзания грунта, дабы при замерзании не произошло бы выпирания стула.

Соединение прижима с прижимистой тумбой

После установки стульев, в верхней части их устраиваются шипы и сверху на шипы вставляются насадки, имеющие соответствующие гнезда для шипов. На насадки укладываются прогоны — главнейшие части мостика, а поверх прогонов — накат в виде сплошного пола. С краев по накату укладываются прижимные брусья. Сверху наката рассыпается щебень, который уплотняется проходами катка.

В прилагаемых чертежах показаны детали простейших врубок, т.-е. соединений между перечисленными частями, могущие служить руководством при работах.

Концы моста, соприкасающиеся с земляным полотном дороги, закрываются от просыпания грунта, так называемыми, "застенками", т.-е. несколькими рядами накатника, укладываемого в виде стенки так, как делается это при рубке деревянных домов.

При указанном пролете в 2 метра по мосту могут проезжать грузовики весом в 5 тонн.

При устройстве высокого моста в случае наличия грунта, допускающего забивку свай, делаются свайные мосты. Забивка свай производится или вручную, или же с помощью особой машины — копра.

Инж. К.