ЗА РУЛЕМ, №2, 1929 год. ГЕОЛОГИЯ и ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

"За рулем", №2, январь 1929 год, стр. 3-4

Земляные работы на Москве-реке. Фото С. Красинского

Инж.-геолог С. КОНСТАНТОВ

ГЕОЛОГИЯ и ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

ПРИ выборе типа дороги совершенно недостаточно установить толщину, очертание и материал ее одежды, как это пытаются делать путем известных испытаний. Разрешить эту задачу — еще далеко не все, так как дороги должны проходить в конкретной местности, имеющей свои особые условия, не только топографические, но и климатические и геологические.

Одежда дороги, идеальная для Крыма, может быть непригодной для центральной полосы, и неосуществимой из-за отсутствия соответствующих строительных материалов, а также различия в геологическом строении местности. Знание этого строения не только помогает разрешению вопросов снабжения дорог наиболее дешевым и наиболее подходящим строительным материалом, но во многих случаях предопределяет и направление самой трассы дороги. (См. мою статью "О задачах геологии в инженерном деле и о сущности инженерной геологии" — "Поверхность и Недра", 1928 г., № 2).

В статье отмечалось, что постройка надежных и наиболее дешевых дорог немыслима без нахождения достаточных источников строительных материалов и изучения всех свойств грунтов предполагаемой трассы. Нет сомнения, что геолог, благодаря более глубокому знанию разреза и свойств пород, слагающих район, может совершенно изменить все строительные планы, предложив другие, более выгодные направления.

Еще более значительна роль геолога при постройке тоннелей и виадуков, так как здесь совершенно необходимо самое тщательное изучение геологических условий, в особенности условий залегания пород, их петрографического состава, структуры, трещиноватости, водопроницаемости, заполненности водой и т. д.

То же самое, если не в большей степени, относится к постройке дорог в оползневых районах. Без тщательного изучения здесь немыслимы ни рациональное направление трассы, ни правильный выбор мер борьбы с оползнями, ни прогноз того, как отзовется возведение дорожных сооружений на равновесии пород, слагающих район — не поведет ли оно к возникновению разрушительных явлений, не имевших места до постройки. Достаточно напомнить историю тяжелой борьбы с оползнями в Крыму и на Черноморской дороге.

Необходимость изучения условий равновесия не менее очевидна и при проведении дорог в районе ледников и снежников, где вмешательство человека может сильно изменить режим температуры и подземных вод и создать условия вызывающие смещение до того неподвижных масс снега или льда.

Не нужно, наконец, забывать, что дороги прокладываются не только в условиях мирного времени, но также и для обстановки более ответственной и напряженной.

В этом случае значение геолога еще более возрастает, так как знание геологических данных района позволит скорейшим образом ориентироваться в качествах доступного строительного материала и выбрать те его месторождения, которые будут наилучшим образом укрыты от нападения со стороны врага.

Можно было бы привести еще целый ряд примеров, когда геологическая служба может и должна сыграть крупную роль в дорожном строительстве.

С полной очевидностью нужно сделать тот вывод, что Автодор, а равно и планирующие органы, должны предусмотреть в своем составе геологическую подсекцию.

В функции такой подсекции должно входить не только консультирование при выборе трассы дорог, но также ближайшее ознакомление с качествами строительных материалов района, отыскание наиболее удобных мест для заложения карьеров и указание методов разработки последних, изучение геологических условий дорог, изыскание способов борьбы с геологическими явлениями, разрушающими дорожные сооружения. Сеть таких ячеек должна быть возможно широко разбросана по всей территории с наибольшим вовлечением в нее местных геологов, лучше других знакомых с условиями района.

Для постановки и разрешения более общих и широких вопросов, в частности вопросов методологических, крайне важных при полной новизне дела, необходимо создание сильной центральной геологической организации. Она должка быть теснейшим образом связана как с соответствующими научными учреждениями (геологический комитет, исполнительные по строительным материалам станции НКПС и др.), так и с правительственными учреждениями, ведающими постройкой грунтовых и шоссейных дорог.

Первой и основной задачей этой центральной геологической подсекции должно быть об'единение усилий геологически образованных членов Автодора и преодоление косности и рутины, позволяющих еще строить дороги без геологической консультации. Опыт прежнего строительства, допускавшего самые элементарные ошибки при трассировании и постройке дорог именно в силу недооценки значения геологических факторов, опыт стоивший больших денег, должен быть учтен. Таким ошибкам в будущем не должно быть места.

Задачу привлечения геологии на службу дорожному строительству нужно поставить совершенно четко и безотлагательно, если мы не хотим строить дорого и плохо.

Ленинград. С. Константов