ЗА РУЛЕМ, №3, 1929 год. МОТОЦИКЛЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО ВЫИГРАТЬ

"За рулем", №3, февраль 1929 год, стр. 12-13

Маломощные мотоциклы "B. S. A." в 1,74 лош. силы моделей 1929 года

М. ДЬЯКОВ

МОТОЦИКЛЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО ВЫИГРАТЬ

"B. S. A." — модели 1929 года

ЗА ПОСЛЕДНИЕ годы неплохо зарекомендовали себя по прочности, экономичности и внешней отделке мотоциклы английской фирмы B. S. A. (общество бирмингамских оружейных заводов). Организовав производство мотоциклов и велосипедов на своих оружейных заводах, как подсобное, фирма к 1929 году близко подходит к единому типу машины для массового изготовления. Это одноцилиндровый мотоцикл с наклонно-расположенным цилиндром или, как его называют наши спортсмены — "косулей".

1927 и 1928 годы были временем опытной работы фирмы над этой моделью, а имевшуюся в продаже единственную машину в 4,93 лош. сил можно считать экспериментальной.

"Косуля" с лучшей стороны показала себя на Всесоюзном мотоциклетном пробеге Автодора в прошлом году, заняв по прочности и экономичности первое место. Теперь фирма переходит, главным образом, на производство мотоциклов средней мощности и предпочтительно одноцилиндровых с наклонными цилиндрами. Они представлены в 1929 году пятью моделями трех мощностей — в 3,49, 4,93 и 5,57 лош. сил. Из них две модели с нижними и три с подвесными клапанами. В эти машины, сравнительно с моделью 1928 года, внесены улучшения и изменения, сущность которых будет описана ниже. На этот же год фирма дала модели маломощных машин в 1,74 и 2,49 л.с. Необходимо отметить особый интерес, проявляемый фирмой B.S.A. к русскому рынку.

"B. S. A." — одна из дальновидных заграничных фирм. Руководители ее учли спрос нашего Союза и принимают все меры для установления с нами прочных торговых отношений. Так, напр., Автодор имеет предложение фирмы о поставке мотоциклов для Союза на условиях самых льготных покупательских рассрочек.

Предложения этой фирмы наладить постоянную широкую торговлю с Советским Союзом приняты во внимание нашими импортными организациями.

Пока ввозятся двадцать мотоциклов "B. S. A." для передачи лотерейному комитету Автодора.

Эти мотоциклы явятся выигрышами в лотерее Автодора. Все двадцать мотоциклов получаемых лотереей для розыгрыша — с наклонно-расположенными цилиндрами.

Рассмотрим бегло машины "B. S. A." с наклонным цилиндром выпуска 1929 года и особенности их конструкции сравнительно с другими типами и марками машин.

Техника, незнакомого с конструкцией "B. S. A.", поразит в "косуле" отсутствие масляного бака. Вместо отделения для масла в основном баке или добавочном бачке, у этого мотоцикла масло сохраняется в самом картере двигателя. Эта система построена на принципах смазки гоночной машины. Она исключает всякие наружные масляные соединения, трубки и пр., т.-е. все то что может ломаться и загрязняться.

Рама новых моделей состоит из цельнотянутых стальных труб с мощной распоркой посредине. Нижняя опорная часть рамы делается двойной. Эта форма рамы все более и более прививается в мотоциклетных конструкциях нашего времени, как самая крепкая и прочная. Линии рамы позволяют расположить седло очень низко, что, обыкновенно, считается мерилом удобства посадки для водителя и устойчивости мотоцикла. Однако, опыт Всесоюзного мото-пробега показал, что машина устойчива только до скорости в 40 км. в час. На больших скоростях машину начинает "бросать" и езда на ней возможна только для опытного и искусного мотоциклиста. Посадка на машине, по словам ехавшего на ней во Всесоюзном пробеге водителя, не особенно утомительна и несмотря на ее спортивный тип — даже удобна. Управление довольно мягкое. Передняя вилка снабжена боковыми амортизаторами и "стиринг-демпером" (закрепителям руля). Баки садятся своим внутренним вырезом на верхнюю трубку рамы, имеют плоскую поверхность и сильно округленные бока для лучшего обтекания воздухом. Бак снабжается резиновыми упорами для колен ездока.

Разрез картера двигателя с наклонным цилиндром. Видны два внутрикартерных масляных бака и механический насос

Двигатель мотоциклов "B. S. A" с наклонным цилиндром, четырехтактный, нормального типа, может развить до 5.400 оборотов в минуту. Обращает на себя внимание посадка и смазка кривошипного (среднего) и коренных (боковых) пальцев маховиков к компактность распределительного механизма. Кривошипный палец имеет сверленое отверстие для прохода масла, а подшипник нижней головки шатуна смазывается под давлением через специальный канал. Коренной палец со стороны ведущей цепной шестерни покоится на комбинированном шариковом и роликовом подшипнике, а со стороны распределительной моторной шестерни — на простом шариковом. Распределительный механизм — очень простого устройства и требует малого ухода. Фирма утверждает, что даже при езде на больших скоростях регулировка зазора у клапанов требуется не чаще, чем через 1000 миль (1609 км) пробега.

У мотоциклов с нижними клапанами типа "де Люкс", мощностью в 4,93 и 5,57 лош. сил, клапаны защищены специальной с'емной покрышкой. Эта покрышка поставлена с тем расчетом, чтобы при движении машины встречный воздух засасывался в ее отверстия и охлаждал нижние концы стержней клапанов.

На мотоциклах "B. S. A." применяются воздухоочистители с фильтрованием воздуха через шелковую материю, прикрывающую боковые отверстия их цилиндрической камеры. Шелк поддерживается внутри воздухоочистителя змеевидной пружиной.

От возможности воспламенения (напр., в случае обратных взрывов в карбюратор при бедной смеси) шелк предохраняется специальным клапаном. Клапан автоматически запирается при всяком движении газа к воздухоочистителю. В повседневной эксплоатации воздухоочиститель не оказывает влияния на работу двигателя в смысле понижения его мощности. Снятие воздухоочистителя может быть рекомендовано только на скоростных трековых испытаниях, где важен выигрыш десятых долей секунды. Сеть прекрасных дорог за границей не ставит так остро, как у нас вопрос о предохранении двигателя от попадания пыли. Для наших же дорог вопрос этот в высшей степени важен. Тот же пробег Автодора дал очень интересные выводы. Машины, считающиеся за границей первоклассными (напр., "Индиан") дали в пути и по осмотре их после пробега плачевные результаты. За 6 тыс. км. пути несколько раз менялись поршневые кольца, а на заключительном осмотре обнаружен значительный износ трущихся деталей. Одновременно, близкие по конструкции машины (напр., "Харлей-Давидсон") имели бы дефекты в неизмеримо меньшей степени. Это можно об'яснить тем, что совершенно одинаковые карбюраторы машин обеих фирм (типа "Шеблер де Люкс") имели различный воздушный ввод (у первых воздухоочиститель отсутствовал). Вследствие отсутствия воздухоочистителя воздух засасывался вместе с мельчайшими частицами пыли.

Трехскоростная коробка передач мотоцикла "B. S. A." — оригинальной конструкции. Шестерни главного и контршафтного вала коробки находятся попарно в постоянном зацеплении, а включение передач производится при помощи двух кулачковых муфт. Эти муфты при установке рычага управления в положение соответствующей передачи входят своими кулачками в вырезы на той или иной шестерне. Такая система зацепления делает коробку весьма неприхотливой и долговечной; в спортивных кругах почти не имеется сведений о поломках в этой коробке при нормальной смазке и уходе за ней. Сцепление этих мотоциклов — обыкновенного типа с сухими дисками.

Мотоцикл "B. S. A." модели 1929 года с наклонным цилиндром и нижними клапанами, мощностью в 5.57 лош. сил и портивная аллюминиевая коляска к нему

Из новостей конструкции надо отметить совершенно оригинальный способ регулировки натяжения заднего тормоза вручную при помощи барашка, находящегося сзади тормозной тяги, изменение крепления подставки заднего колеса от зажимного к пружинному и новые подставки для ног, представляющие собой стальной стержень, покрытый очень толстой резиновой оболочкой. Для придания оболочке упругости и смягчения ударов на плохих дорогах, на внутренней поверхности сделаны два выреза (воздушных кармана).

Мы не знаем, как покажут себя на деле мотоциклы "B. S. A." с наклонным цилиндром моделей 1929 года. Все же эта конструкция, повидимому, особенно тщательно разрабатывается фирмой и, судя по заметкам и статьям в английских изданиях, возбуждает большой интерес в спортивных кругах Европы.

Первые опытные данные об этих "B. S. A." мы получим от эксплоатации двадцати лотерейных мотоциклов теми, кто их выиграет, а затем предполагаемый Всесоюзный мото-пробег 1929 года скажет уже свое решающее слово об этой конструкции.

М. Дьяков