ЗА РУЛЕМ, №3, 1929 год. НА ОДНОМ КОЛЕСЕ...

"За рулем", №3, февраль 1929 год, стр. 20-21

Организованный при участии МАК международный пробег 1925 года

А. КРУПНОВ

МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ КЛУБ (МАК)

ЦЕЛЫЙ день по бесчисленным улицам красной столицы мчатся автомобили разных форм и цветов — "Форды", "Фиаты", "Мерседесы", "Ситроены", "Ролльс-Ройсы". Рядом с ними — сотни легких "такси" и грузных автобусов, развозящие ежедневно десятки тысяч пассажиров.

Закончен трудовой день на фабрике и в учреждении, но автомобили, вперив в темноту яркие фонари, продолжают свои рейсы по городу до глубокой ночи. Основная масса шоферов, однако, уже свободна. Едва успев немного освежиться, шофер идет в свой клуб.

Мосавтоклуб — единственный клуб шоферов в Москве — приютился во 2 Доме Советов. Зайдите сюда вечером к вы увидите "людей, которые ездят". Побывайте на заседаниях правления авто или мотосекции клуба и вы узнаете, чем живет и интересуется шофер-моторист.

Работники автомобильного дела хотят повысить свою квалификацию. Кроме организованных клубом различных курсов и лекций, на помощь шоферу-мотористу приходит библиотека клуба. 6 тысяч названий различных книг по авто-делу, механике, машиностроению и т. п., 30 названий иностранных журналов по автомобильному и мотоциклетному делу, — все это к услугам членов клуба.

Много шоферов посещают курсы английского языка. Лозунг — "иностранные языки в массы" — имеет для шофера большое значение. Одни иллюстрации в иностранных журналах его уже не удовлетворяют, он хочет подробно ознакомиться с заграничной авто-техникой. Здесь в МАК'е, автоработники обсуждают все интересующие их многочисленные вопросы, начиная от мелочей (как получить номерной знак?) и кончая наболевшими вопросами регулирования уличного движения, получения лицензий и т. д.

...Московский автомобильный клуб возник в марте 1923 г. по инициативе ЦК союза транспортных рабочих и небольшого актива автоработников.

МАК производит испытание машин на проходимость

Основные задачи Мосавтоклуба, со дня его возникновения, заключались в об'единении наиболее активных работников авто-дела, от высоко квалифицированного специалиста-инженера до рядового рабочего-шофера, вокруг идей содействия развитию автотранспорта и на ряду с этим повышения технической квалификации шоферской массы. Мосавтоклуб провел большую работу в деле развития советской автомобильной общественности. По его примеру и при его непосредственном содействии возникли подобные автоклубы в Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, Симферополе, Тифлисе, Ростове и других городах.

Как Московский, так и другие автоклубы при возникновении Автодора, принимали активное участие в его организации и являлись инициаторами создания в городах отделений общества, составляя вначале его актив. В настоящее время члены Мосавтоклуба являются наиболее активными работниками всех секций Автодора.

Мосавтоклуб насчитывает до 3.000 членов (шоферов, мотористов, инженеров, техников, механиков и др.). Основные секции клуба: автомобильная, мотоциклетная, велосипедная, водомоторная и вновь организуемая дорожная секция.

Наиболее мощная из них — автосекция об'единяет до полутора тысячи человек. В составе секции имеется до 40 инженеров и механиков, которые входят в руководящее бюро. При автосекции вновь организуется подсекция тракторного и зимнего хозяйства. Основная работа автосекции заключается в устройстве лекций научного характера, докладов, еженедельных заседаний с активом. Докладчиками обычно выступают инженеры — члены секции, побывавшие за границей.

В летний период автосекция устраивает испытания автомбилей с научно-технической стороны. Все новые машины, прибывающие в Москву, секция Мосавтоклуба учитывает и через соответствующие учреждения добивается участия их в пробеге для испытаний, после чего о них дается отзыв.

МАК проводит километровую гонку автомобилей

Для повышения квалификации шоферов автосекция открывает пятимесячные ловышенные курсы шоферов на 60 чел., хорошо знающих автомобиль, но не имеющих теоретических познаний. Кроме того, секция задалась целью изучить быт автоработников и историю автомобилизма в России, собирая материалы от старых шоферов.

Мотосекция Мосавтоклуба насчитывает 433 человека (из них 50% рабочих). Научно-техническая часть секции провела ряд испытаний на экономичность городской езды, испытание спортивных моделей мотоциклов, проработала ряд технических вопросов пробегов, в частности последнего пробега 1928 г. Москва—Ленинград—Москва, в котором участвовали в большинстве члены Мосавтоклуба.

Мотосекция приняла также участие в 15 скоростных открытых состязаниях в составе 327 членов. На 4 мото-состязаниях спартакиады участвовало 86 членов секции, заняв 38 классных мест из 58 и установив 30 новых рекордов (из 50}.

Помимо приобретенных для членов Автоклуба мотоциклов, мотосекция предполагает ввести из-за границы в 1928/29 г. еще 30 машин. Поднятый Мосавтоклубом вопрос через Центральный Совет Автодора о 50% скидке на номера для членов автоклуба, Моссоветом уже разрешен в положительном смысле.

Остальные секции (вело-, авто- и водомоторная) ведут работу, главным образом, летом на станции автоклуба и на Москве-реке. В 1927 году водомоторной секцией впервые проведены состязания водомоторных лодок. Мосавтоклуб имеет свой учебный автомобиль, 3 мотоцикла, 2 водомоторные лодки и 1 авиетку.

Вся технико-просветительная работа клуба в значительной мере содействовала развитию и поднятию квалификации авто-работников. На заседаниях правления Мосавтоклуба ставился и ставится ряд практических вопросов эксплоатации автотранспорта. После проработки они получают практическое разрешение и применяются в работе гаражей.

Иностранные машины перед пробегом 1925 года

За время существования Мосавтоклуба его члены принимали активное участке во всех авто-мото-пробегах в качестве организаторов, водителей и т. д. Крупные автопробеги, напр., I всесоюзный в 1923 году и Международный в 1925 году, были обслужены, главным образом, Мосавтоклубом.

Разрешение вопроса о переходе всех автоклубов в Автодор должно еще более усилить связь клубов с общественностью. Автоклубы (в частности, Московский) станут тем резервом, который необходим Автодору в его работе. Кадры квалифицированных автомобилистов будут использованы в качестве руководителей автокружков, инструкторов-водителей в ячейках Автодора и пропагандистов автомобилизма среди широких масс трудящихся.

Советская общественность должна усилить свое внимание к вопросу организации и расширения сети автоклубов,

А. Крупнов