ЗА РУЛЕМ, №4, 1929 год. КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ДОРОЖНУЮ ТРУДПОВИННОСТЬ в ДЕРЕВНЕ

"За рулем", №4, февраль 1929 год, стр. 18-20

Проф. И. СКРЯБИН

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ДОРОЖНУЮ ТРУДПОВИННОСТЬ в ДЕРЕВНЕ *)

ПРОШЕДШИЙ 1-й дорожный с'езд, всколыхнувший советскую общественность, выдвинул ряд положений в области ведения дорожного хозяйства, которые можно свести к следующему:

Волостные и сельские дороги, имеющие большое значение для развития всего народного и особенно сельского хозяйства, могут быть улучшены, главным образом, наиболее заинтересованным в этом сельским населением. Ни один государственный бюджет, даже самых богатых стран, не может целиком выдержать бремя расходов по содержанию волостных и сельских дорог.

Кроме того, дорожный с'езд указал, что для равномерного распределения расходов и труда по улучшению волостных и сельских дорог между трудоспособным населением, необходимо сделать обязательным либо непосредственное трудовое участие самого населения в этом деле, либо замену трудповинности денежными взносами.

Но трудовая повинность не даст должного эффекта, если население не будет видеть и ощущать, что труд его действительно приносит пользу, улучшает связь со станциями, городами, базарами, рынками, школами, больницами и т. д.

Это заставляет нас уделить дорожной трудповинности сугубое внимание. А надо признать, что использование труда населения в дорожных работах — неимоверно трудное и сложное дело.

В отличие от буржуазных стран, где строительство осуществляется по подрядам и требует со стороны хозяина только надзора, у нас в Союзе оно ведется в основном на хозяйственных началах и притом исключительно с помощью своего аппарата. Это требует от хозяина не только надзора, но и составления плана работ и органиэации их. Несмотря на то, что эта форма строительства гораздо сложнее и труднее — она более совершенна.

В отличие от обычных форм, производство работ на началах дорожной трудповинности встречает добавочные трудности, как-то невозможность иметь рабочую силу и тратить средства именно в тот период, когда они могли бы быть использованы наилучшим образом; невозможность иметь во время нужное количество транспортных средств; неопределенность в сроках выхода переменной рабочей силы на работу; трудность снабжения ее инструментами, недисциплинированность, недостаточная ее квалификация и сложность контроля за отбыванием трудповинности, и другие.

Отсюда ясно, насколько усложняются задачи технического и хозяйственного персонала, которому придется осуществлять выполнение трудповинности на волостных и сельских дорогах.

Можно с уверенностью сказать, что члены ячеек Автодора не смогут выполнять производственных функций, так как каждый из них занят своей основной работой и этому делу сможет уделять только часть свободного времени, производственные же работы требуют определенного и постоянного персонала. Поэтому, очевидно, что ячейки Автодора могут выполнять лишь такие функции, которые не являются срочными.

Они могут разрабатывать планы и организационные формы работ, инструкции, проекты. На линии они могут производить контроль работ. Но лучше всего предоставить ячейкам Автодора выполнять на местах ту роль, которую выполняет с таким успехом Автодор в центре, — привлекать общественное внимание к делу дорожного строительства и автотранспорта, возбуждать инициативу, вести пропаганду идей устройства и развития хороших дорог.

Не спроста введена трудовая повинность в деревне!

Ясно, что для успеха дела на линии во время производства работы должен быть специальный наблюдатель и руководитель. Наиболее рациональным для данного времени следует признать следующий способ технического обслуживания работ на волостных и сельских дорогах: на волость должен быть один дорожный десятник, который будет намечать наиболее неотложные работы на предстоящий год или на ближайшие 5 лет, с составлением всех связанных с этим простейших расчетов, распределять работу между трудобязанными и руководить ими через непосредственных наблюдателей в каждом селении. Затем, приблизительно на 10 волостей или на уезд должен быть инженер-дорожник, предназначенный только для работ на волостных и сельских дорогах. В крайнем случае, он может быть заменен хорошим техником. Обязанности такого работника заключаются в об'ездах и осмотрах всех волостных и сельских дорог в уезде, в проверке и утверждении намеченных дорожными десятниками работ и общее руководство ими, а также составлении более сложных смет, проектов, планов работ и затем организации самих работ.

Доступна-ли нам и выгодна-ли предлагаемая форма технического обслуживания волостных и сельских дорог?

Будем считать население одной волости равным 10 тыс. чел. При 35% трудоспособного населения и при 3 днях работы в году, число рабочих дней на волость будет: 3½ тыс. × 3 = 10.500, округленно до 10 тыс., т.-е. по 1 рабочему дню на душу населения. Учитывая, что часть населения будет работать с рабочим скотом и оценивая рабочий день с соответствующей долей работы рабочего скота в 2 рубля, получим годовую стоимость работы населения волости в 20 тыс. рублей. Допустим, что по разным причинам (либо число участвующих в работах менее 35%, либо число рабочих дней менее 3 в году, либо работы неполноценны и т. д.) эта цифра уменьшится вдвое, тогда стоимость труда населения волости совместно с рабочим скотом выразится в сумме 10 тыс. руб., т.-е. по 1 рублю на душу населения.

Годовое содержание волостного десятника (из местного населения) будем оценивать преувеличенно, в тысячу руб. На содержание наблюдателя, считая его труд только во время производства работ на линии, в течение не более 3 месяцев в году — 180 руб. Содержание одного инженера на 10 волостей, включая канцелярские расходы и раз'езды, — 6 тыс. руб.

На волость придется 6000 : 10 = 600 рублей.

Итого получается: 1000 + 180 + 600 = 1.780 руб. Прибавляя сюда 150 руб. на оплату труда вышестоящих органов по обслуживанию волостных и сельских дорог, мы получим 1.930 руб. в год на одну волость, а округленно — 2 тысячи руб.

Таким образом при самом осторожном подсчете получаем, что для осуществления рационального вложения в волостные и сельские дороги капитала минимум в 10 тыс. руб., нужно затратить максимум 2 тыс. руб., т.-е. 20%. Такой процент расходов на обслуживающий персонал, при сложности работ, надо считать умеренным.

Какие возражения могут быть против предлагаемого способа обслуживания волостных и сельских дорог техническим персоналом? Первое, что волостные десятники будут заняты короткое время и тем самым неэкономично использованы, точно также и инженеры. Но именно потому, что непосредственно на производстве работ они будут мало заняты, они смогут затратить гораздо больше времени для подготовки к работам (в том числе и на предварительные раз'езды),

Затем, надо принять за правило, что при новых формах строительства лучше иметь вначале недогруженный, чем перегруженный персонал; это явится гарантией того, что каждое мероприятие будет глубже продумано и доведено до конца. Наконец, свободное время десятников и инженеров, если бы такое оказалось, может быть использовано на удовлетворение других сельских потребностей, как-то; постройку домов, водоснабжение, санитарые мероприятия, освещение и пр.

Второе возражение — велики расходы на обслуживающий персонал. Если население волости или число рабочих дней меньше предположенного, то весь расчет может рушиться. На это мы отвечаем, что расходы останутся и при всякой другой форме обслуживания, а затем, напомним, что расчет связан не столько с территорией волости или уеэда, сколько с количеством рабочих дней на данной территории.

Капитальный ремонт полотна дороги на 25 км от Великих Лук на Поречье (Ленингр. губ.)

Могут спросить, рекомендуется ли предлагаемый способ обслуживания для повсеместного распространения. Несмотря на очевидные выгоды, его следует применять частично, хотя бы в виде опыта. При такой постановке не придется страшиться преувеличенных расходов. Лучше всего начать в местностях с более густым населением, где имеются благоприятные предпосылки для осуществления этого способа. Мы уверены, что там он даст наилучшие результаты.

Кроме того, следует иметь в виду, что технического персонала хватит только для частичного осуществления предлагаемого способа, но не повсеместного.

Для привлечения волостных дорожных десятников надо исчерпать все доступные способы. Необходимо организовать курсы волостных десятников в каждом губернском городе, в каждом областном центре; материалы для таких курсов подробно и всесторонне разработаны отделом рабочего образования Главпрофобра и Главным управлением коммунального хозяйства НКВД; курсы уже функционируют в 7 губерниях. Надо также привлечь на службу демобилизованный младший комсостав саперных частей: до империалистической войны он давал хороших десятников, теперь они будут еще лучше, об этом говорят программы предметов, проходимых на саперных курсах. Число ежегодно демобилизуемых гарантирует полный комплект десятников. Кроме того, следует привлечь на службу хорошо грамотных, развитых рабочих-дорожников, из которых вырабатываются хорошие десятники-практики.

Еще одно мероприятие необходимо провести в данной области. Мы посылаем за границу специалистов для изучения дорожного дела. Было бы желательно изучить при этом и постановку дорожной трудповинности во Франции или в какой-либо другой стране.

Дорога, подготовляемая к замощению в порядке трудповинности

Кто должен давать средства на содержание технического персонале, обслуживающего волостные и сельские дороги?

По закону от 17 августа 1925 года средства должны были давать губернские и уездные исполкомы. Проект нового закона предполагает то же. Но не все местные органы, которые этим ведают, отпускают средства и при том в надлежащих размерах. Поэтому лучше всего, если бы центральные органы начали регулировать расходы по содержанию технического аппарата, потому что пока места будут делать это по своему усмотрению — нельзя ожидать, что дорожный технический аппарат будет полноценным.

В заключение приведем несколько правил, которых следовало бы придерживаться при организации дорожной трудповинности; необходимо назначать работы на волостных и сельских дорогах с тщательным выбором, и в первую голову, такие, которые могут быть проведены с несомненным успехом, чтобы результаты трудповинности были более очевидны, надо для улучшения выбирать самые плохие участки дорог укрепляя их более стойкими одеждами, хотя бы они и требовали большего труда; например, для улучшения очень плохих участков в низинах и при плохом грунте следует применять либо мощение, либо покрытие накатником и земляным бетоном; нужно избегать вначале таких способов улучшения, которые требуют постоянной поддержки или носят чисто опытный характер; самым тщательным образом следует выполнять все подготовительные работы.

"Внимательным отношением к нуждам и запросам деревни — укрепим смычку между пролетариатом и основной массой крестьянства". — Вот один из лозунгов выдвинутых к одиннадцатой годовщине Октябрьской революции.

Этот лозунг говорит о том, что сложная проблема привлечения сельского населения к дорожным работам заставляет нас подходить более продуманно, чем к любой другой проблеме и потому лучше поступать так, чтобы на 2 рубля организационных расходов иметь верные 10 рублей вложений труда населения в дорожное дело, чем затратить 1 рубль, но только в надежде получить 20 рублей. Но все это выполнимо при обеспеченном, твердом, основательном обслуживании дорожных работ техническим персоналом, обладающим достаточной степенью подготовки, без которой время и труд населения будут затрачиваться непроизводительно.

Проф. И. Скрябин


*) В дискуссионном порядке. Ред. (стр. 18.)