ЗА РУЛЕМ, №5, 1929 год. ДЕРЕВЯННАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА для ПЕРЕВОЗОК ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ

"За рулем", №5, март 1929 год, стр. 17

ДЕРЕВЯННАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА для ПЕРЕВОЗОК ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ

НА севере Америки в Канаде и Аляске огромные пространства покрыты лесами лучших хвойных пород, применяемых в строительстве, которые так же, как и леса Сибири, ожидают только прихола человека для разработки.

Однако, разработка и вывозка лесных массивов в Америке, как и у нас, затруднена отсутствием проезжих дорог. Проведение на севере дорог через лесную глушь, горы, мари и топи очень сложно и требует больших средств; не всегда является выходом и постройка дороги временного типа, кстати сказать, тоже стоющая не дешево.

Проведение в лесных районах постоянных дорог даже узкой колеи невыгодно, так как малонаселенность этих пространств заставит после окончания лесных разработок бросить дороги без эксплоатации на произвол судьбы. И уже давно инженеры работали над проектом устройства дороги из дерева — материала, который наиболее дешев в лесных местностях.

Одной из интересных дорог этого рода является деревянная автомобильная дорога из бревен-рельс, служащая для перевозки лесных материалов в приморских округах Кусс и Кэрри Северо-Американского штата Орегон из глубины леса до берега реки для сплава. Эта дорога представляет собой две параллельных линии круглых бревенрельс, опирающихся на поперечные бревна-шпалы. Продольные бревна укреплены между собою железными скобами в стыках, а также с поперечными бревнами-шпалами в местах пересечения с ними. Бревна рельсы идущие на постройку дороги не подвергаются никакой специальной обработке, кроме очистки от коры, и должны быть прочными и приблизительно одинакового диаметра.

Тяжелые бревна употребляемые для рельс и шпал этой деревянной дороги и меньшая нагрузка чем на железных дорогах обеспечивают ее от сдвигов и скольжений. Полотна для дороги строить не надо, и это значительно уменьшает количество земельных работ. Бревна-шпалы укладываются на большом расстоянии друг от друга.

Для перевозки грузов по деревянной дороге построены специальные грузовые автомобили — 3½-тонные и четырехколесные прицепки к ним. Для движения по рельсам колеса этих машин имеют стальные вогнутые обода.

Механизм машин приспособлен специально для лесных работ, рулевые колеса их выключаются и бревна-рельсы сами держат автомобиль в требуемом направлении.

Предельный под'ем по которому может передвигаться нагруженный автомобиль по деревянной дороге составляет 0,045, в порожнем состоянии — 0,075. Устройство деревянной дороги с подвижным составом из автомобилей такого типа позволяет перевозить в один рейс до 135 куб. м лесных материалов, что при семи рейсах в день и расстоянии в 2,8 км в среднем, дает 945 куб. м. До проведения дороги из-за сильных дождей не редких в этой местности, работа вообще была возможна не более 100 дней в году, но даже в эти дни 2½ т грузовик слишком тяжел, чтобы тащить по грунту груз в 54 куб. м бревен. Построечная стоимость деревянной автомобильной дороги выразилась в шесть рублей за пог. метр, а месячный текущий ремонт и содержание обходилось в 1 р. 67 к. за 1.000 пог. м. В настоящее время по ней уже перевезено от 27 до 54 тыс. куб. м материала, но по предположению строителей дороги она сможет выдержать без переустройства и смены бревен перевозку не менее 270 тыс. куб. м леса.

По расчетам эксплоатирующей дорогу компании стоимость перевозки составляет 3 рубля за 27 куб. м, а стоимость погрузки и выгрузки 1 р. 50 к. за 27 куб. м.

Порода лесного материала, разрабатываемая компанией, — белый кедр, идущий, главным образом, в Японию.

Для СССР, обладающего площади лесов всего земного шара, очень важно широко поставить разработку своих лесных богатств, чтобы занять на мировом рынке положение соответствующее нашим ресурсам.

Отсутствие у нас дорог в лесистых районах и необходимость затраты на проведение их больших средств ставит нас в зависимость от иностранного капитала.

В то время как Дальневосточная область, богатая лесами (кедром) и занимающая очень выгодное положение благодаря непосредственной близости к Японии — этому главному потребителю на Дальнем Востоке леса северных хвойных пород, — не может занять в этой стране первенствующего места по сбыту лесных материалов, конкурирующая с нами Америка, несмотря на тысячи километров отделяющих ее от Японии, успешно захватывает ее лесной рынок.

В целях организации широкой разработки наших лесных пространств необходимо изучить постановку лесного дела за границей и использовать техническое оборудование и изобретения, применяемые у конкурента СССР — С.-А.С.Ш., к числу которых относится также деревянная автомобильная дорога со специально приспособленными автомобилями-грузовиками в качестве подвижного состава.

Н.