ЗА РУЛЕМ, №5, 1929 год. АМЕРИКАНСКАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ в ПРОШЛОМ и НАСТОЯЩЕМ

"За рулем", №5, март 1929 год, стр. 22

"АМЕРИКАНСКАЯ АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ в ПРОШЛОМ и НАСТОЯЩЕМ"

Конспект лекции Н. Осинского

ВОЗНИКНОВЕНИЕ американской автоиндустрии и ее предпосылки. "Изобретение" автомобиля и его появление на американской почве. Селден, Дюрайя, Олдс, Форд. Значение появления точно работающих автоматических станков, нормализации и стандартизации в производстве ружей, швейных машин, велосипедов и т. п., усовершенствования способов добычи и переработки нефти, появления резиновых шин. Первые автозаводы в С.Ш., тип и цена машин, об'ем производства, борьба с Францией и Германией. Чисто сборочный характер этих заводов, кредитование их производителями частей и продавцами машин. Спекулятивный характер предпринимательства, крушение одних, быстрый рост других. Ранняя история Форда. Когда, как и почему Форд перешел от простой сборки к производству частей. Когда, как и почему он ввел основные изменения в процессе автостроения. Ранняя история Бьюика и "Генеральной Компании Моторов" ("Дженерал Моторс"). Вилльям К. Дюрант, его грюндерская деятельность, успехи и неудачи, его попытка включить форда в "Генеральную Компанию". Почему "Г.К.М." сперва перевешивала над Фордом, а затем отстала. Ранняя история Гудзона, Студебэкера, Виллис-Оверлэнда, Паккарда и Рено.

Война и судьбы американской автопромышленности. Развитие Форда. Возвращение Дюранта к руководству "Генеральной Компанией Моторов", союз его с Дюпоном, основание Шевролэ. Новые успехи и новые грюндерские излишества. Раздел Доджей с Фордом, основание "Бр. Додж", характер и успехи этой фирмы. Основание Нэша. Положение других заводов. Технические усовершенствования, введенные в начале войны. Экспорт во время войны. Что определило перевес американской автопромышленности над европейской.

Послевоенный "бум" и кризис 1920/21 г. Как Форд перенес кризис. Кризис "Генеральной Компании". Дюрант терпит крушение, хозяевами становятся Дюпон и Морган. Реорганизация "Генеральной Компании", ее "лозунги" и организационные принципы (в частности своеобразное "планирование"), ее состав, ее новые успехи. Положение остальных заводов (в частности Студебэкера). Развитие экспорта и сборки за границей.

Начало первой стадии борьбы между Фордом и "Генеральной Компанией Моторов". Слабые стороны позиции Форда (неповоротливость, пренебрежение отделкой, отсутствие финансовых связей). Устаревание модели "Т". Как это отражалось на продукции обоих концернов. Появление новых конкурентов у Форда — Виллис-Оверлэнда и Дюранта. Рост "шестицилиндрового" рынка и заводов на него работающих. История продажи Доджа.

Кризис модели "Т", "пятидневная неделя", закрытие Форда, общая депрессия в автоиндустрии и в промышленности вообще. Кто выиграл во время депрессии.

Новая модель Форда и борьба на рынке в 1928 году. Новые модели "Уиппет" и "Стар", снижение цен. Ход развертывания проиэводства Форда и угроза перепроизводства. Ухудшение дел у Шевролэ и Бьюика. Неполадки у Доджа. Положение Виллис-Оверлэнда. Серия слияний: Крейслер—Додж, Студебэкер—Пирс—Арроу, Хэни—Чандлер. Кто еще намечается к слиянию.

Положение дел в конце 1928 — начале 1929 года и перспективы 1929 года. Новая модель Шевролэ. "Шесть цилиндров по цене четырех". Как сделан был переход на шесть цилиндров. Срок развертывания у Форда и Шевролэ.

Вопрос о размерах производства в 1929 году, о емкости рынка, об экспорте. Перелом в установке автозаводчиков в сторону внешней экспансии. Может ли она разрешить затруднения 1929 г.

Новый Шевролэ и Форд. Будет ли Форд разбит Шевролэ? Будет ли модель "А" долговечной? Новый Шевролэ и "шестицилиндровый" рынок. Вероятность дальнейшей концентрации и выхода из строя ряда заводов. Перспектива "третьего треста" и кто в него может войти. Итоги общего роста и концентрационного движения в американской автопромышленности.

Выход американцев на заграничный рынок. Их роль во внеевропейских и европейских странах. Форд, "Генеральная Компания Моторов" и "независимые" в Европе. Перспективы сопротивления им европейских заводчиков.

Затруднения американской автопромышленности, как одно из проявлений общей необходимости заграничной экспансии. Данные об экспансионных успехах химической и электрической промышленности, промышленности с.-х. машин, станков и т. п. Быстрая экспансия будет форсировать автомобилизацию мира. Она же — одно из слагаемых будущего мирового конфликта. Автомобиль, грядущая война и СССР.