ЗА РУЛЕМ, №6, 1929 год. КУЗОВА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

"За рулем", №6, март 1929 год, стр. 16-18

А. К. и С. Т.

КУЗОВА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

В СССР до настоящего времени не имеется сколько-нибудь определенной классификации кузовов (кароссери) легковых автомобилей; для некоторых типов нет даже обозначений.

Мы делаем попытку установить такую номенклатуру на основании данных европейских и американских стандартов и данных отдельных фирм, занимающихся постройкой кузовов для легковых автомобилей.

Все легковые автомобильные кузова делятся на три основных отдела: двух- трех- и многоместные.

Каждый из этих отделов распадается на группы закрытых и открытых кузовов.

Отделы и группы в свою очередь подразделяются на подотделы и подгруппы.

Первый отдел составляют двухместные кузова с одним поперечным сидением для шофера и для одного пассажира. За сидением устраивается отделение для багажа, в котором нередко устанавливаются дополнительные с'емные или откидные сидения.

Группе закрытых кузовов этого типа присвоено общее название — купе. В зависимости от выполнения, кузова носят название — купе (совершенно застекленный закрытый кузов), купе-кабриолет (закрытый кузов с совершенно раскидывающимся верхом) или купе-ландоле (закрытый кузов с откидной спинкой).

Родстер

Открытые кузова этого отдела называются фаэтонами, В Англии двухместные кузова обычно называются "Родстерами"; открытые кузова часто снабжаются парусиновым верхом, известным у нас под именем "американского верха".

Второй отдел составляют трехместные кузова с сидениями в виде отдельных кресел, расположенных по типу — два впереди и одно сзади.

Салон-кабриолет (Седан)

Кузова этого типа под названием "Кловерлиф" (клеверный лист, трехлистник) получили большое распространение в Англии; у нас в Советском Союзе они почти неизвестны.

Разбивка кузовов этого типа вполне тождественна с разбивкой кузовов двухместных.

Третий отдел — кузова с четырьмя и больше местами. В этих кузовах, кроме основных, часто имеются добавочные с'емные или откидные сидения.

В некоторых моделях задние сидения настолько широки, что на них помещаются три человека, и весь кузов становится пяти-семи-местным.

Салон-Зонштайн

Отдел многоместных кузовов составляется из следующих типов:

1. Салон" или "Седан" — совершенно застекленный кузов, состоящий из одного отделения, общего для пассажиров и шофера.

Интересно заметить, что название "Седан", введенное впервые американскими фирмами, вызвало большие нападки со стороны французов, у которых слово "Седан" связано с невеселым для французов историческим событием. Американские кузова этого типа только из-за своего названия подвергались во Франции бойкоту, пока одна из американских фирм через прессу не дала об'яснения, что название "Седан" никакого намека в себе не содержит и происходит от названия старинного типа носилок — паланкина, с креслами внутри.

Салон (Седан)

Как и у двухместных кузовов мы встречаем у "Салонов" (Седанов) все три характерные подгруппы: "Салон" (Седан) — совершенно закрытый. "Салон-кабриолет" (Седан-кабриолет) — полностью раскидывающийся, и "Салон-ландоле" (Седан-ландоле) с откидывающейся спинкой. "Салоны" бывают с двумя и четырьмя дверями.

Лимузин

Открытых кузовов этого типа не существует.

2. "Берлин" — кузов, также совершенно застекленный, но отделения в нем разделены стеклянной перегородкой. В переднем отделении помещается шофер и один из пассажиров, во втором — только пассажиры,

Подобно "Салонам" этот тип разделяется на: "Берлины""Берлин-кабриолеты" и, наконец, "Берлин-ландоле".

Купе

Открытых "Берлинов" также не бывает.

3. "Лимузин" подобен "Берлину"; он состоит из двух отделений под общей крышей: но первое отделение, в котором помещается шофер, открыто, и застеклено только заднее.

Из закрытых моделей "Лимузины" имели всюду наибольшее распространение, в том числе и у нас в Союзе; за последнее время их, однако, все больше вытесняют "Берлины и "Салоны".

Брум

На ряду с "Лимузином" необходимо упомянуть "Лимузин-кабриолет" и "Лимузин-ландоле", часто называемый просто "Ландоле".

Открытые кузова этого типа, носящие название "Дубль-фаэтонов", обычно снабжаются с'емным американским верхом и боковинками из слюды, превращающими его в дождливую погоду в закрытый кузов.

4. В "Бруме", — кузове названном так по имени англичанина, впервые введшего эти кареты в обращение, первое отделение совершенно открыто (без крыши), иногда с откидывающимся верхом, второе — под крышей и застеклено.

Берлин

В остальном "Брум", "Брум-кабриолет" и "Брум-ландоле" от "Лимузина" не отличаются.

Все вышесказанное сведено к таблице, помещенной а конце статьи на следующей странице.

В настоящее время встречаются закрытые кузова разных типов с открывающимися люками в крыше, так называемые "Зоншайны" (открытые для доступа солнца).

В общем, как выше было сказано, все основные типы кузовов вкладываются в приведенную группировку, но в практике все же встречается еще целый ряд кузовов переходных типов, отличающихся от основных некоторыми побочными признаками. Например: салоны могут быть с двумя и четырьмя дверцами; ландоле и кабриолеты делаются обычно с двумя боковыми стеклами. но встречаются также ландоле и кабриолеты с дополнительными, третьими, боковыми стеклами, в этом случае называемые трипль-кабриолетами и трипль-ландоле, словом, получающих приставку трипль к соответствующему названию типа: салона, лимузина или берлина.

Лимузин-ландоле

Одно время были в моде и имели значительное распространение кузова с насадками для превращения открытых моделей в закрытые. Такие кузова имели особенно широкое распространение в Германии, где экономный и практичный немец летом пользовался открытой машиной, а зимой спасался от холодов в закрытой.

Кроме перечисленных типов, встречаются еще специальные кузова легковых автомобилей — напр. спортивные, — длинные и узкие, и для туризма — со специальными и разнообразными устройствами.

Дубль-фаэтон

Кузова гоночных машин обычно представляют собой двухместные сильно вытянутые фаэтоны (торпедо) с очертаниями, представляющими наименьшее сопротивление встречному воздуху на больших скоростях.

В нашей статье не место, конечно, разбирать такие кузова-монстры, которые строят для своих сверх-гоночных машин, например, Кэмпбелл, Сигрейв и т. д. Эти кузова строятся по специальному заказу и чертежу и типизированы быть не могут.

Купе-кабриолет (раскрытое)

В настоящее время встречаются еще кузова специальных машин автомобильного типа, как то гусеничных, аэросаней и т. п., формы которых зависят в значительной степени от конструкции машин и не поддаются какой либо классификации.

Классификация автомобильных кузовов
  I отдел II отдел III отдел
Двухместные Трехместные Многоместные
Родстер Кловерлиф Салон (Седан) Берлин</td> Лимузин Брум</td>
I группа — закры-
тые
           
1 подгруппа — совершенно
закрытые......
Купе Купе Салон (Седан) Берлин Лимузин Брум
2 подгруппа — закрытые
но раскидывающиеся......
Купе-кабрио-
лет
Купе-кабрио-
лет
Салон-кабрио-
лет (седан-каб-
риолет)
Берлин-кабри-
олет
Лимузин-каб-
риолет
Брум-кабрио-
лет
3 подгруппа—закрытые, с
откидной спинкой......
Купе-ландоле Купе-ландоле Салон-ландоле
(седан-ландо-
ле)
Берлин-лан-
доле
Ландоле (ли-
музин-ландоле)
Брум-ландоле
2 группа—откры-
тые
Фаэтон
(Родстер
)
Фаэтон Дубль—фаэтон

Разумеется, нашу попытку следует рассматривать только как первый опыт работы в области систематизации типов современных автомобильных кузовов.

А. К. и С. Т.