ЗА РУЛЕМ, №6, 1929 год. БОРЬБА со СНЕЖНЫМИ ЗАНОСАМИ

"За рулем", №6, март 1929 год, стр. 20-21

Очистка Ярославского шоссе автостругом с деревянным треугольником

Инж. Ф. КОКОРИН

БОРЬБА со СНЕЖНЫМИ ЗАНОСАМИ

РЕЙСОВОЕ авто-движение осуществляется пока в провинции не круглый год, а лишь пять месяцев — до снега: в зимнее время автомобиль вынужден бездействовать.

Борьба со снежными заносами для пропуска автомобильного движения имеет большое значение в работе дорожников, поэтому необходимо обменяться опытом по данному вопросу.

Поделюсь опытом борьбы со снежными заносами зимой 1927/26 г. на линии Московско-Варшавского шоссе между городом Медынь-Метлевская, где зимой было автобусное движение.

Против заносов здесь был принят ряд мер:

Временные меры: хвойная защита, устанавливаемая на загребаемых снеговых валах, снеговые стенки (высотою в 1 м) из снеговых кирпичей, переносные щиты и, наконец, очистка снега треугольником, лошадьми и трактором. А из постоянных мер: посадка живой защиты. Каковы достоинства и недостатки каждой из этих мер?

Хвойная защита на снеговых валах применяется, прежде всего, в местах, где имеется хвойный лес. Защита должна быть преимущественно еловая (наиболее густая), допустима также и сосновая. Размер веток — до 1,5 м. Для установки хвои загребается вал высотою до 0,5 м. Хвойная защита, в общем, дает вполне удовлетворительные результаты, особенно, если принять во внимание те небольшие затраты, которые она требует (с доставкой хвои на место — 53 руб. за 1 км). К недостаткам защиты надо отнести, частичный пропуск снега через защиту во время мятелей и бокового ветра, слабую установку хвои в снегу, осыпание игл хвои, после чего она при переносках теряет свою силу и тем самым обесценивается ее качество.

Снеговые стенки из снеговых кирпичей можно делать лишь после оттепели, когда снег липкий и его можно брать "кирпичем". Стенки делаются высотою в 1 м на снежном валу. Размер снежных кирпичей 0,25 × 0,25 × 0,40 м. При сильных мятелях такие снежные стенки местами выдуваются, но все же, в виду незначительной их стоимости (33 руб. за км) они применяются лишь там, где нельзя поблизости достать нужного количества хвои для защиты.

Деревянные переносные щиты являются самой радикальной мерой борьбы со снежными заносами. Щиты были установлены на 177 и 181 км Московско-Варшавского шоссе и дали прекрасные результаты. После установки щитов на проезжей части шоссе снега было немного — всего толщиной 10—15 см., т.-е. только тот снег, который шел сверху. С боков же при мятелях снег совершенно не попадал на дорогу и она была абсолютно гладкая, вполне удобная для автомобильного движения, не говоря уже о гужевом. Для гужевого движения защищенные щитами километры были как бы "первопутками".

За щитами высота заносов доходила до 2,45 м. Переставлялись щиты за зиму два раза.

Единственный недостаток этого рода защиты — его дороговизна (за 1 км — 1.400—1.500 руб.).

Одной из временных мер является также расчистка снега треугольником и трактором со снегоочистительным снарядом. Помимо заносов проезжей части дороги при мятелях с боковых сторон, снег попадает на полотно сверху при нормальном снегопаде. Поэтому, естественно, что в дополнение к боковым заграждениям дороги необходимо производить расчистку снега на самой проезжей части сейчас же после снегопада. Расчистка обычно производится треугольником силой лошадей. Но на 7 шоссейном участке для автобусного движения была организована расчистка снега при использовании трактора "WD" с мотором мощностью в 50 лошад. сил., со скоростью — 2—6 км в час.

Автобус на линии, расчищенной от заносов

Специальный снегоочистительный снаряд на тракторе не был сделан во-время по техническим условиям и поэтому участком был приспособлен к трактору треугольник усиленного типа с соответствующими железными раскреплениями. Вес его составлял от 1 до 1.5 т. Кроме того, во время работы треугольник загружался добавочным грузом и людьми, так что вес его составлял не менее 2-х т.

Сравнивая работу треугольника усиленного типа при помощи трактора с работой треугольника обыкновенного типа, работающего с помощью лошадей, мы увидим, что стоимость обработки 1 км по очистке снега при работе трактора "WD" обходится в 1 р. 24 к. (данные Автопромторга), а лошадьми — 2 р. 60 к.

Таким образом, ясно, что работа треугольника с тракгором дешевле, хотя сам по себе трактор "WD" в 50 сил несколько тяжел и громоздок для снегоочистки. При употреблении же трактора более легкого типа можно с уверенностью сказать, что стоимость очистки снега трактором будет стоить значительно дешевле, чем расчистка треугольником — лошадьми.

Что касается работы снегоочистительного снаряда, устроенного при тракторе (вместо треугольника), то, к сожалению, выявить его работу как следует не представилось возможным, но и те результаты, которые дал снегоочистительный аппарат, изготовленный Автопромторгом по американскому типу, кстати сказать, не на заводе, а при помощи кустарей, оказались вполне удовлетворительными.

Снегоочистительный снаряд представляет собою: а) треугольник носа, установленный на шарнирах впереди трактора (см. фотографию); нос сделан из 9 сантиметровых дубовых досок, скрепленных с внутренней стороны уголками. Края ребер носа обшиты угловым железом (75 × 75 см). Впереди носа посажен резак, сделанный из железной полосы изогнутой формы. Нос треугольника обшит листовым железом. Два крыла, сделаны из дубовых досок и также выгнуты; назначение крыльев отваливать в сторону снег, разрезаемый и разбрасываемый носом. Крылья также окованы железными листами.

К недостаткам снегоочистительного снаряда надо отнести отсутствие правильного регулирования. Обычно после прохода снаряда получаются высокие борты из снежных валов по бокам. доходящие местами до 1¼—1½ м, при ширине расчистки полосы в 4,5—5 м, получающийся коридор или выемка заносится снегом, поэтому для расчистки боковых валов, а также сколки ухабов приходится нанимать рабочие артели в среднем по 20—25 чел., т.-е. добавлять к механической силе значительную рабочую силу, что, разумеется, понижает стоимость работы трактора снегоочистительным снарядом.

Работы по расчистке от заносов участка Московско-Варшавского шоссе между гор. Медынь-Метлевская

Наконец, надо подумать не только о сегодняшнем дне, но и о будущем, т.-е. о том, чтобы временную защиту заменить постоянной живой посадкой. Для средней полосы СССР наилучшей живой защитой является еловая. Живую защиту следует сажать в шахматном порядке в два ряда. Ряд от ряда на 0,80—1 м и саженец от саженца на 0,50 м. Посадку ведут специально приспособленными стальными мечами; саженцы употребляются 3—4-годичные.

Стоимость посадки 1.000 саженцев обходится около 12 р., а км посадки — 50 р.

В зависимости от местных условий необходимо пользоваться всеми видами снеговой защиты, не забывая о живой защите. То же можно сказать и относительно расчистки снега треугольником. Там, где нет возможности рассчитывать на трактор, придется пользоваться конной тягой, но все же необходимо постоянно помнить о тракторе и снегоочистительном снаряде, так как только механизация даст действительную экономию — снижение себестоимости снегоочистительных работ и удешевление автобусных перевозок, а, следовательно, увеличение культурных благ в деревне.

Инж. Ф. Кокорин