ЗА РУЛЕМ, №7, 1929 год. ПРОХОД ВЕСЕННИХ ВОД

"За рулем", №7, апрель 1929 год, стр. 4

Л. КОНСТАНТИНОВ

ПРОХОД ВЕСЕННИХ ВОД

ПРОХОД весенних талых вод для дорожников является страдной порой, своего рода экзаменом. При недружном вешнем снеготаянии, ночных заморозках, равномерной весенней погоде и небольших запасах снега охрана гужевых путей не вызывает особого напряжения. При бурной же весне и значительных запасах снега дело обстоит несколько иначе.

Охрана дорожных сооружений в период ледохода и талых вод — необходимое условие для правильности их работы и самого их существования. Внимательный надзор, своевременное принятие подготовительных мер к пропуску вешних вод и быстрое принятие мер в случае уже начавшегося разрушения — позволяют сохранить сооружение для дальнейшей работы.

Работы по охране дорожных сооружений на гужевых путях можно разбить на следующие основные моменты: подготовительные работы, наблюдение за проходом вод и льда и принятие срочных мер при замечающемся разрушении сооружения.

Подготовительные работы:

1. Исправить, в первую очередь, ответственные ледорезы и части опор; эти работы крайне необходимо выполнить до начала снеготаяния (половодья).

2. Мосты и трубы на суходолах очистить от снега не менее как на две трети ширины их отверстия и на глубину до земли не только под сооружениями, но и перед ними на протяжении 25 м, трубы малых отверстий (до 2 м) должны быть очищены на всю ширину.

3. Шлюзные камеры очистить от снега не менее, как на половину ширины шлюзного отверстия (желательно на всю ширину) и на глубину до дна лотка, а длиною на весь лоток с запасом на 20 м от конца лотка вниз по течению.

4. У мостов через водостоки сколоть лед от опор и ледорезов на всю их ширину и в запас по 0,30 м с каждой стороны. Выше опор и ледорезов — против них — надо прорубить во льду борозды шириною в 1 м и длиною, при толщине льда до 0,50 м — на двойную, при толщине льда до 1 м — на тройную и при толщине выше1 м — на четверную длину опоры или ледореза.

5. Своевременно снять разборные мосты, перила с постоянных затопляемых мостов и привести в исправность паромные переправы.

6. Защитить конусы мостов, водные откосы струенаправляющих и струеотводных дамб, откосы затопляемых частей дамб, в тех местах где скорость живой струи угрожает размытием, что делается: а) кулями с землей, б) навозом вперемежку с утрамбованной талой землей,

в) хворостом с кольями, г) фашинами или каменной отсыпью. То же самое применить в тех местах русел лотков, водобойных колодцев, траверсов и т. п., подмыв которых опасен для них или для устоев моста.

7. Нагорные водоотводные канавы, лотки, кюветы очистить от снега прямоугольными канавами не менее 0,5 м и до 1 м и глубиною до земли.

8. Все водяные мельницы, расположенные до 5 км выше и до 2 км ниже по течению от дорожного сооружения, должны спустить воду не позднее чем за два дня до вскрытия рек.

9. Выделить в особую группу наиболее ценные дорожные, находящиеся под угрозой, сооружения и на все время прохода высоких вод установить за ними постоянный надзор и охрану; произвести необходимые подготовительные работы и снабдить эти места нужными принадлежностями и инструментами (кулями, навозом, камнями, канатами, ломами и т. д.).

Сельсоветы и вики (рики) должны заранее получить инструкции от дорожных органов о том, какие сооружения сдаются им под охрану.

Наблюдение за проходом льда и изменением горизонтов вод, а равно и определение скоростей дают ценные данные по изучению режима реки, которые должны быть положены в основу переустройства сооружения. Весенние наблюдения ведутся над изменениями горизонтов воды, скоростями и направлением струй, условиями прохождения льда и сопровождающими их явлениями. Наблюдения за изменениями горизонтов вод должны дать отметки (при помощи зарубки на сваях или колоннах) горизонтов наивысших вод с низовой стороны, а подпорных — с верховой стороны сооружения. Если возможно, то лучше забить в один и тот же час надежные колья по 200 метров вверх и вниз от сооружения и потом связать их нивелировкой. Наблюдение за скоростями и направлением струй весьма желательно и производится при наивысшем горизонте вод путем установки на определенном расстоянии друг от друга 2—3 створ вешек. Время же прохождения между створами плавающих по реке предметов случайных и нарочно заброшенные (поплавков) при попутном или боковом ветре, но не при ветре противном течению, наблюдается по часам. При прохождении льда надо отметить: начальный горизонт ледохода, толщину льда, размеры льдин, конечный горизонт ледохода, причины образования заторов и пр.

При обнаружении начала разрушения сооружения, надо принять срочные меры и после внимательно следить за дальнейшим состоянием временно защищенного места.