ЗА РУЛЕМ, №7, 1929 год. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ АВТОМОБИЛИ

"За рулем", №7, апрель 1929 год, стр. 11

Инж. Н. АЛЕСКОВСКИЙ

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ АВТОМОБИЛИ

ЗА ГРАНИЦЕЙ, в последнее время, в большом количестве появились электрические автомобили, или как их иначе называют — электромобили, представляющие весьма интересный тип автомобиля. Они устроены совершенно иначе, чем бензиновые автомобили. Основная разница между ними заключается в том, что бензиновые автомобили приводятся в движение двигателями внутреннего сгорания, работающими на бензине, а электрические автомобили — электромоторами, получающими необходимый им электрический ток от аккумуляторных батарей, находящихся тут же — в автомобиле.

На рис. 1 представлены 4½—5 тонные электрические автомобили, как мы видим, весьма похожие на бензиновые автомобили.

Общий вид 4½— 5 тонных электромобилей

Аккумуляторные батареи, применяемые в электромобилях, состоят из 42 свинцовых или 60 железо-никелевых аккумуляторов, заключенных в эбонитовый ящик, защищающий их от загрязнения. Помещаются батареи обычно под кузовом автомобиля.

Управление движением (направление движения вправо, влево и т.д.) у электромобилей такое же, как и у бензиновых автомобилей — рулевое. Пуск же в ход, регулировка скорости движения, перемена хода и остановка производятся у электрических автомобилей не механическим путем — коробкой скоростей, — как у бензиновых автомобилей, а электрическим путем — изменением скорости вращения электромоторов, путем изменения подводимого к ним напряжения. Производится это особым аппаратом — контролером (таким же, как и в трамвайных вагонах), который путем включения и выключения реостата в цепи мотора, а также его регулировкой меняет напряжение мотора. На рис. 2 представлена спереди конструкция современного электрического автомобиля.

Для зарядки автомобильных аккумуляторных батарей устраиваются гаражи со специальными установками, от которых и заряжают аккумуляторы. Такие гаражи устраиваются, главным образом, электрическими станциями, для которых электромобили являются весьма выгодными клиентами, так как чаще всего они заряжаются ночью, т.-е. как раз тогда, когда спрос на энергию со стороны других абонентов сильно понижается.

В Америке, где время — деньги, гаражи стали заводить у себя комплекты запасных аккумуляторных батарей, так что, когда автомобиль приезжает для зарядки своих аккумуляторов, он сдает свою разряженную батарею и получает взамен нее готовую заряженную, не теряя времени на ожидание. Смена же батарей производится весьма быстро и просто.

Внутренний вид современного электромобиля

Электрические автомобили по сравнению с бензиновыми имеют целый ряд преимуществ: пуск в ход весьма прост и совершается моментально; механическая часть его значительно проще, коэфициент полезного действия в несколько раз выше, чем у бензиновых. Но в отношении скорости и радиуса действия, электромобили уступают бензиновым. Так скорость электрического автомобиля достигает в среднем 20 км в час — при радиусе пробега для грузовых 60—70 км и для легковых до 150 км. Виной этому является аккумуляторная батарея автомобиля, емкость которой ставит известный предел скорости и радиусу пробега. Увеличивать же очень сильно емкость батареи нельзя, так как тогда она будет слишком тяжелой и будет занимать много места.

Стоимость эксплоатации электрического автомобиля зависит, конечно, от стоимости электрического тока.

В Западной Европе и особенно в Америке (главным образом, в крупных центрах), где электрическая энергия дешева, а бензин дорог, электрический автомобиль обходится в эксплоатации дешевле, чем бензиновый.