ЗА РУЛЕМ, №7, 1929 год. 100.000 АВТОМОБИЛЕЙ в ГОД

"За рулем", №7, апрель 1929 год, стр. 12-13

100.000 АВТОМОБИЛЕЙ в ГОД

Вокруг постройки авто-гиганта

ПРИКАЗ по ВСНХ о постройке завода-гиганта на 100.000 автомобилей вызвал сильнейшее оживление советской научно-технической мысли, работающей в областях, связанных с автомобильным делом.

Прежде всего, надо отметить усиленное внимание всей советской общественности к организационной части сооружения завода, его финансовой стороне и т. д.

Так, томская и некоторые другие конференции подняли вопрос (в свое время поставленный на страницах "За Рулем") о выпуске специального займа на постройку завода.

По этому поводу зам. председателя Совнаркома РСФСР и председатель Автодора тов. Лежава сообщил сотруднику "Комсомольской Правды" следующее:

"Создание автомобильного завода должно обеспечить нам тот вид транспорта, о котором многие миллионы трудящихся до сих пор только мечтали.

За первым заводом мы, несомненно, должны будем приступить к строительству других заводов, ибо получить дешевую машину можно только путем массового выпуска. Правительство уже ассигновало средства на постройку первого автозавода. Наш пятилетний план предусматривает строительство и других автозаводов.

Готовность широких трудящихся масс покрыть специальным займом постройку автозаводов является доказательством того, что мы не встретим бюджетных затруднений в осуществлении нашего плана автостроения, поскольку в бюджете крупное место занимают займы индустриализации, из которых правительство и направляет ассигнования на строительство автозаводов".

Далее идут те организационно-технические вопросы, которыми в данное время заняты высшие специальные и промышленные учреждения.

Главмашстрой занят срочной разработкой промышленного задания для нового автомобильного завода-гиганта и созывает совещание представителей заинтересованных организаций для выяснения потребности в автомобилях на ближайшие годы и выработки нужного типа советской машины.

Главмашстрой с своей стороны предлагает выпускать на новом заводе тип автомобиля, который позволил бы организовать производство разных машин на моторах одинаковой мощности. При этом условии можно будет поставить работу непрерывным потоком и, следовательно, дать более дешевую машину. Повидимому, наиболее пригодной с этой точки зрения будет машина грузопод'емностью от ¾ до 1,25 тонны.

Для удовлетворения потребностей страны в более мощных машинах Главмашстрой предполагает значительно расширить производительность АМО и сконцентрировать на нем выпуск автомобилей грузопод'емностью свыше полутора—двух тонн.

В ближайшее время Главмашстрой созывает с участием Гипромеза широкое совещание, которое обсудит организацию всего дела проектирования и строительства нового завода-гиганта. Член правления Гипромеза проф. Д. И. Белоножкин сообщает в "Ленинградской Правде", что предполагаемый тип советской автомашины будет детально обсужден Гипромезом, после чего будет приступлено к составлению рабочих чертежей. Чрезвычайно серьезным является вопрос о характере завода: нужно принципиально установить, будет ли завод самодовлеющим, т.-е. целиком изготовлять все необходимые части для производства автомобилей, или его надо строить по американскому образцу, — сборочно-механическим.

Что касается района постройки завода, то Гипромезу, повидимому, придется составить несколько вариантов. Не исключается и ленинградский вариант, так как с точки зрения технических кадров и рабочей силы, а также и в других отношениях Ленинград является вполне подходящим местом для постройки автозавода.

Большое оживление вызывает вопрос о постройке автозавода в смежных отраслях промышленности.

Прежде всего — "обувь" автомобиля: резина. По сообщению заведующего плановым отделом Резинотреста тов. И. Г. Бачурина изготовление шин для автомобилей, которые будут выпускаться новым заводом, обеспечено постройкой нового шинного завода в Ярославле. Шинное производство на новом заводе будет об'единено с подсобными производствами — выработкой кордовой нити (подкладка под резину), регенерата (переработка старой резины) и производством сажи. Строительство завода предполагается вести в две очереди.

Уже в первый год своей работы шинный завод сумеет "обуть" два годовых выпуска строящегося автомобильного завода, считая по 5 шин на каждый автомобиль. При этом имеется в виду повышение качества шин нашего производства, благодаря которому срок службы шин покроет годовой километраж автомобиля.

Проект строящегося шинного завода целиком увязан с потребностями нового автомобильного завода. Особенностью конструкции шинного завода будет то, что темп его производства можно во всякое время легко уравнять с темпом производства автомобильного завода. Если выпуск автомобилей будет увеличен, то в течение 2—3 месяцев шинное производство будет реорганизовано и усилено до требуемого об'ема.

Резинотрест уже получил задание форсировать строительство нового шинного завода.

Как обстоит дело с обеспечением будущей продукции завода горючим и смазкой? На этот вопрос зам. предправления Нефтесиндикататов, К. С. Рябовол сообщает в "Экономической Жизни", что нефтяная промышленность уже в настоящее время значительно превысила довоенный уровень как в области добычи, так и по переработке нефти. До войны мы получали всего только 3,5 проц. бензина, а в прошлом году выход бензина почти утроился. План развития крэкинг-добычи и крэкинговой сети дает возможность сильно увеличить нашу бензиновую продукцию и тем самым обеспечить снабжение автомобильного транспорта горючим.

Уже сейчас ведутся усиленные разведочные работы по бурению, что, безусловно, гарантирует значительное расширение нашей добывной базы.

Таким образом, Нефтесиндикат при всех условиях может полностью обеспечить бензином все новые автомашины, которые будет выпускать проектируемый автомобильный завод, при чем это ни в какой мере не отразится на снабжении внутреннего рынка и экспорта.

В области снабжения автотранспорта маслами, как указывает т. Рябовол, дело должно быть благополучным. Проводимая сейчас рационализация производства, уточнение ассортимента масел и более точное распределение функций между заводами, производящими основные массовые сорта нефтепродуктов, дают основания рассчитывать не только на полное удовлетворение потребностей автомобильного транспорта СССР, но в значительной мере увеличить и экспорт масел.

Одна из трех величайших в мире арок строющегося моста, соединяющего Брест с Плугастель-Дауласом во Франции

Каково, в заключение, положение с теми дорогами, на которых будут работать советские автомобили? — К моменту выпуска в эксплоатацию новых автомобилей, — как сообщает нач. отдела шоссейных и грунтовых дорог НКПС тов. В. Д. Гайдук, — у нас будет покрыто каменной одеждой 7.600 км дорог, имеющих большую грузонапряженность, гравием будет покрыто 15.530 км дорог с менее интенсивным движением и грунтовых дорог будет переустроено 12.835 км. Кроме того, предполагается обеспылить 2.645 километров существующих шоссейных дорог путем гудронирования различными способами, отчасти путем силикатирования.

Но вопрос не только в количестве километров сооружаемых дорог, а и в качестве и способе производства самих работ.

Для ускорения и улучшения дорожного строительства намечено широкое применение специальных механизмов. Машины будут вырабатываться на наших заводах по образцам, привезенным из-за границы. Проводятся также мероприятия по использованию новых материалов в дорожном строительстве.

На все эти работы потребуется 765,7 млн. руб. Эти затраты, несомненно, дадут возможность широко поставить использование автомобильного транспорта.

* * *

Многочисленные телеграммы и резолюции рабочих коллективов, автодоровских конференций и т. д., поступающие в Автодор, в ВСНХ и приводимые ежедневно в нашей печати, свидетельствуют о живейшем интересе масс к новому детищу строящегося социализма.

"За Рулем" будет информировать советское общественное мнение, широкие массы рабочих и крестьян о ходе работ по возведению завода.

Внимание авто-гиганту!