ЗА РУЛЕМ, №7, 1929 год. КЛИНКЕР ВЫГОДЕН и ПРОЧЕН

"За рулем", №7, апрель 1929 год, стр. 18-19

Н. БЕЛЮСТИН

КЛИНКЕР ВЫГОДЕН и ПРОЧЕН

Начинают мостить клинкер "в елку"

В МЕСТАХ с большим движением проезжая часть дорог требует покрытия каменной одеждой. Эта одежда должна делаться из твердого камня и тогда она, правильно устроенная и содержимая, дает проезд в течение всего года и может служить долгое время.

Но, к сожалению, камень хорошего качества на территории Союза имеется в очень немногих местах; при дальней же подвозке стоимость устройства из него 1 км дороги обходится от 20 до 30 тыс. рублей, в зависимости от расстояния подвозки. Поэтому у нас имеется очень мало дорог с каменной одеждой — всего около 1%.

Такими дорогами с каменной одеждой являются шоссе и, всем известные по своей трудности и беспокойной езде, булыжные мостовые.

Замена булыжника брусчаткой еще более удорожает постройку и становится посильной лишь для бюджета общесоюзного и больших городов и то в ограниченном количестве.

Для замены дорогостоящего камня, дорожная техника выдвинула искусственый камень в виде клинкерного кирпича.

Клинкер представляет собой сильно обожженный до спекания кирпич, приготовленный из глины. Чтобы получить хороший клинкер, производят исследование глин, определяют их состав и делают из них образцы клинкеров, обжигая в опытной печи в лаборатории или на заводе. Затем следует испытать их на водопоглощаемость, раздавлнвание, истирание и хрупкость при ударе, т.-е. определить сопротивляемость тем усилиям, которые клинкер испытывает в дороге, как любой камень в мостовой.

Клинкер в СССР считается пригодным для дорог, если он имеет сопротивление на раздавливание не менее 350-500 кг/см2 и водопоглощаемость не более 4% по весу клинкера.

Чем выше сопротивление раздавливанию тем клинкер лучше и может выдержать более оживленное движение. Поэтому на дорогах Западной Европы и Америки от клинкера требуется сопротивление на раздавливание 1.000—1.200 кг/см2. Сопротивление же некоторых клинкерных кирпичей в заграничной практике достигает 2.000 кг/см2, что уже выше некоторых гранитных камней.

В отношении истирания, клинкер, по заграничной практике, часто стоит наравне с твердыми каменными породами и от 2 до 7 раз превосходит известковые породы,

Клинкерный кирпич значительно тверже обыкновенного строительного кирпича, сопротивление на раздавливание которого составляет лишь около 350 кг/см2.

Не всякие глины могут дать хороший клинкер. Это зависит от химического состава глин и взаимных соотношений отдельных частей. Твердой зависимости пока не установлено, поэтому требуются предварительные подробные испытания, прежде чем приступить к постройке завода и изготовлению клинкера. Можно лишь сказать, что пригодными для клинкера будут те глины, которые при обжиге дают хорошо спекшуюся и плотную массу, не коробятся и не дают трещин.

Часто клинкер можно получить из смеси различных сортов глин, которые в отдельности не могут дать хорошего клинкера. Это обстоятельство вынуждает еще более тщательно производить предварительные лабораторные исследования.

Клинкер обжигается, большею частью при температуре 1.200—1.300°, в особо устраиваемых печах, где можно строго регулировать эту температуру, допуская, чтобы глиняная масса лишь спеклась, но не расплавилась. Поэтому в обыкновенных кирпичных печах клинкер не получается, так как в них большая масса кирпича до спекания не доводится и лишь отдельные кирпичи, находившиеся все время под самой сильной струей огня, получаются более спекшиеся (железняки).

Стоимость одной тысячи штук клинкера в настоящее время на заводах СССР составляет 35—45 руб. Стоимость 1 км клинкерной мостовой вблизи завода (не принимая в расчет перевозки) доходит до 20 тыс. рублей; при этой цене клинкерная мостовая обходится дешевле, чем булыжная там, где цена камня доходит до 12 р. 50 к. за куб. м. Так как в очень многих местах цена камня выше указанной, то переход на клинкер, при наличии соответствующих глин, является рациональным.

Единственным препятствием развития клинкерного дела является первоначальный большой расход на постройку завода, который составляет до 350 тыс. рублей, при производительности завода до 3 млн. штук клинкера в год, что может дать до 10 км дороги.

Но, нужно считать, что этот расход в дальнейшем окупится как стоимостью постройки клинкерных мостовых вместо булыжных и сроком их службы, так и в особенности дешевым содержанием дороги и сохранностью транспортных средств, вследствие более спокойной езды.

По сроку службы клинкерные мостовые, на основании заграничной практики, приравниваются к высшим типам дорог — асфальто-бетонным, бетонным и брусчатой мостовой.

В смысле влияния дорожного покрытия на износ автомобильных шин, американская практика показывает, что по клинкеру средний пробег шин определяется в 25 тыс. км, тогда как по шоссе около 10 тыс. км и по бетону 36 тыс. км.

В отношении же стоимости содержания 1 км в год, клинкерные мостовые, по американской практике, обходятся дешевле бетонных в 1,6 раз, дешевле асфальтовых в 2 раза и обыкновенного шоссе в — 10 раз.

Все эти преимущества клинкерных мостовых говорят за то, что в нашем Союзе, многие районы которого не имеют своего камня, этот тип одежды должен развиваться тем более, что сырой материал для него в виде глин может быть найден во многих местах.

К этому нужно добавить, что на территории Союза клинкерные мостовые (правда, в небольшом количестве) служат уже более 40 лет. В 1884 году вблизи Чернигова, был выстроен первый клинкерный завод, который существует и в настоящее время, обслуживая своей продукцией шоссе Киев-Чернигов. После революции были отстроены в том же районе еще два клинкерных завода и один в Гомельской губ.

Общий вид клинкерной мостовой

Таким образом, в настоящее время мы имеем 4 действующих клинкерных завода. К постройке нескольких новых заводов приступлено.

На Украине клинкерных мостовых имеется около 50 км. Некоторые из них служат до 20 и более лет.

За границей клинкер кладется на бетонном основании и тогда он может служить очень долго. Но это слишком удорожает стоимость; поэтому у нас клинкер укладывается на песчаном основании слоем до 20 см. Необходимо лишь перед укладкой песчаное основание возможно плотнее укатать катком, тогда клинкер будет меньше оседать и поверхность дороги будет ровной.

Укладывать кирпичи наиболее рационально продольной елкой, как видно из фото. Наблюдения над клинкерными мостовыми на Украине показывают, что при этом способе меньше изнашивается кирпич и более спокойна езда.

По краям дороги укладываются бордюры из 3—5 рядов кирпичей, поставленных на ребро и вдоль дороги.

По окончании мощения необходимо пройти по мостовой 3—4 раза катком, чтобы одинаково вдавить кирпичи в песчаную подсыпку и избежать в дальнейшем неравномерной усадки кирпичей и неровной дороги.

Важно еще отметить, что клинкерные мостовые почти совершенно беспыльны и представляют всегда чистую и красивую поверхность (см. фото). Поэтому за границей они часто применяются для городских улиц с большим движением.

Необходимо, чтобы клинкерная промышленность в ближайшие же годы, получила достаточное развитие. Построив сеть клинкерных заводов мы обеспечим материалом развивающееся дорожное строительство.

Н. Белюстин