ЗА РУЛЕМ, №7, 1929 год. ГЛАЗОМ РАБКОРА-АВТОДОРОВЦА

"За рулем", №7, апрель 1929 год, стр. 30-31

ГЛАЗОМ РАБКОРА-АВТОДОРОВЦА

ЦЕНА на ВЕЛОМАШИНЫ ДОЛЖНА БЫТЬ СНИЖЕНА

В ХАРЬКОВЕ имеется единственный в Союзе велосипедный завод. Долгое время ему приходилось влачить жалкое существование и только за последние два года он стал на ноги.

В 1924 году завод выпустил 4.580 велосипедов. в 1928—29 производственном году завод выпустил 25 тысяч велосипедов и к концу пятилетки выпуск велосипедов увеличится до 120 тысяч в год.

Завод с 1 января перешел на семичасовой рабочий день. Себестоимость машины с каждым годом падает. Если машина обходилась в этом году без резины в 94 рубля, то к концу пятилетки себестоимость ее снизится до 65 рублей.

Таким образом, перспективы развития Харьковского велозавода вполне благоприятные, но... когда этот вопрос был поднят на заседании президиума Укравтодора, то протестам и возмущению не было границ.

Себестоимость одного велосипеда с резиной составляет сейчас 107 рублей. Потребителю же машина отпускается за 175 рублей. Торговая накидка на велосипед, таким образом, составляет 70%.

Все члены президиума Укравтодора подчеркивали недопустимо высокую торговую накидку на велосипед. За одну только доставку велосипеда с завода на вокзал и его упаковку взимается 30 рублей. Недопустимость такой накидки очевидна, особенно, если учесть, что при продаже велосипедов в самом Харькове, когда ни упаковка, ни доставка на вокзал не нужны, эти 30 рублей все же взимаются.

Заводу машина обходится в 107 рублей, отпускает завод машину Госшвеймашине по договору за 138 р. 15 к„ а потребитель платит за нее 175 рублей.

Президиум Укравтодора постановил заявить самый решительный протест против баснословной накидки на велосипед. Решено обратиться в Наркомторг СССР с предложением пересмотреть и снизить нормы накидки. Одновременно президиум постановил обратить на эти факты внимание НКРКИ УССР и НКРКИ СССР.

Харьков Л. Розов

НЕ ВСТРЕЧАЕМ ПОДДЕРЖКИ

КОЛЛЕКТИВ Автодора при правлении Северо-Кавказских железных дорог насчитывает 340 членов. Часть членов бюро выбыла из-за нежелания работать, а оставшаяся группа из 3 человек не могла широко развить свою работу.

По инициативе бюро все же был организован бесплатный кружок под руководством инженера правления; но вследствие его командировок и отказа кружковцев пригласить платного руковода, кружок распался. Учтя эти ошибки, организовали второй кружок из 30 человек. который выпустил уже 16 человек с правом водительства. Кружком же был отремонтирован полученный от правления легковой автомобиль "Форд".

Окончание года знаменуется открытием нового кружка под руководством опытного инженера и наличием двух легковых и одного грузового автомобиля.

Плохо обстоит дело с помещением для автомобилей. Есть пустующее помещение для гаража, но администрация отдела пути всячески тормозит его передачу. Ячейка натыкается также на бездушное к себе отношение общественных организаций, что тормозит ее работу.

У нас имеется 70 полугодовых подписчиков на журнал "За Рулем". Распространено 500 лотерейных билетов. Проходит успешно кампания по сбору на "военный автомобиль".

Сев. Кавказ Хотинянц

ТОЛМАЧЕВЦЫ за РУЛЕМ

КОЛЛЕКТИВ Автодора при военно-политической академии им. Толмачева — один из самых активных в Ленинграде. Об этом достаточно красноречиво говорят достижения его за последние полгода.

Восстановлены и приведены в образцовый порядок три авто; оборудованы специальные классы для занятий; вовлечено в автодоровскую работу около 50% всех слушателей и сотрудников академии.

Проведена кампания по поднятию подписки на руководящий автодоровский орган — журнал "За Рулем". Распределено значительное количество билетов лотереи Автодора.

Устроена местная автолотерея, давшая коллективу около 600 руб. Главным выигрышем ее был легковой авто. Выигравший мог пользоваться им в течение всего периода своей учебы в академии, после чего автомобиль снова поступал в собственность коллектива.

По ходатайству коллектива, в академии специальным приказом Реввоенсовета введен особый сокращенный курс автомобильного дела, обязательный для всех слушателей. О пользе этого мероприятия говорить не приходится. Слушатели проявляют большой интерес к учебе.

В ближайшее время коллектив организует 2 больших конкурса на лучшего автомобилиста-автодоровца, отдельно для мужчин и женщин. Победители конкурса будут премированы. При коллективе начинают функционировать общегородские курсы для шоферов, рассчитанные на 80 человек.

Большим тормозом в работе коллектива является малая активность и инертность военведа. Руководители его, к сожалению, еще недостаточно внимательны к вопросам автодоровского движения в военно-учебных заведениях.

Ленинград Г. Д.

КУРС на УЧЕБУ!

Рабочему учиться не по карману. — Дайте техникум! — Автодор — в школу! — Трактористы без дела. — Об'явим войну частнику!

В СВЯЗИ с постепенным, неуклонным развитием автостроения в советской республике, с каждым новым годом все больше будет ощущаться потребность в хорошо подготовленной технической силе. А между тем у нас, при наличии целого ряда индустриальных учебных заведении, нет ни одного автомобильного техникума, подготовляющего специалистов по автоделу.

Из большого количества корреспонденций, присланных в редакцию нашими читателями-автодоровцами, мы остановимся на некоторых, непосредственно затрагивающих этот вопрос.

Наши рабкоры, прежде всего, единодушно заявляют, что создание техникумов вопрос вполне назревший и разрешить его нужно немедленно. Одновременно они выносят на обсуждение автодоровских масс и высших органов общества весьма ценные предложения, которые нуждаются в скорейшем осуществлении.

— ОШКУМТ (об'единенная школа и курсы местного транспорта) — единственное учебное заведение в Москве, ставящее целью основательное изучение автодела. Есть в Москве, — пишет рабкор В. Никитин, — и другие курсы, но они организованы на скорую руку, не имеют ни надлежаще подготовленного кадра преподавателей, ни оборудованных мастерских для практических занятий. Курс обучения — 6-месячный. Могут ли эти курсы в такой короткий срок дать обучающемуся квалификацию шофера? Конечно, нет. Недаром, шоферов-шестимесячников называют "наскоро созревшими". Но и помимо этого, желание изучать автодело у большинства рабочих, остается только желанием. Рассчитывать на кружки, организованные Автодором на многих предприятиях, не приходится, так как в них можно получить лишь самое поверхностное понятие о строении и принципе работы автомобиля. Поступить же в ОШКУМТ далеко не каждый может. Чтобы получить квалификацию шофера третьей категории со стажем практической езды... в 30 часов, надо заплатить 160 руб., а чтобы стать шофером второй категории — 240 руб.

В настоящее время, — заканчивает В. Никитин, — вполне своевременно подумать о создании автомобильного техникума, который должен быть приравнен в отношении набора слушателей к другим техникумам Союза.

Как бы продолжая мысль тов. Никитина, и рабкор В. Ушаков считает создание автотехникума первоочередной задачей Автодора. Он предлагает:

— Создать техникум с двумя уклонами — эксплоатационным и производственным, так как нам понадобятся не только инструкторы и водители, но и производственники. Почему, например, — спрашивает он, — не реорганизовать для этой цели московский ОШКУМТ? У него в этой области имеется 10-летний опыт, прекрасные аудитории, хорошо оборудованные мастерские и преподавательский персонал. Необходимо создать кадры автоработников, которые смогут не только управлять машиной, но и быть на руководящей работе в автопромышленности.

Идеи Автодора, в условиях нашего бездорожья и первобытных способов передвижения завоевывают все более широкое сочувствие трудящихся масс города и деревни. Но теперь важно участие в автодоровском движении не только взрослого населения, но и молодежи, начиная со школьной скамьи, Автодор и школа могут и должны быть полезными друг для друга.

— Автодор, пишет тов. Новиков, мог бы обогатить своим содержанием школьную программу обучения. У него нашлось бы достаточно материала и для комплекса первой ступени, и для профуклонов второй ступени, Автодор оживил бы школьную кружковую работу, связал бы школу с общественностью. Автодор оказал бы также помощь школьной молодежи в выборе профессий. С другой стороны, школа, благодаря территориальной планомерности своей сети, способствовала бы проникновению идей Автодора в самые глухие уголки нашего Союза. Следует теперь же высказаться по этому вопросу нашим просветительным учреждениям, и за летнее время проработать материал для включения его с будущего учебного рода в существующую школьную программу.

Часто приходится слышать и читать в газетах, что деревне нужны трактористы, механики тракторного дела. Квалифицированных работников в этой области у нас пока недостаточно. А между тем мы все же являемся иногда свидетелями того, как десятки работников, только окончивших специальную учебу по трактору, остаются без дела, подолгу не получают назначений и принуждены в поисках заработка менять свою квалификацию. РКИ не мешало бы заинтересоваться сообщением рабкора Нелидова.

— 30 молодых работников в 1927 г. ликовали от сознания, что они лучше своих конкурентов выдержали экзамен на мариупольские одногодичные курсы инструкторов-механиков тракторного дела. Многие ушли со службы на 15 стипендиальных рублей. При приеме с них взяли обязательство прослужить по специальности не менее года.

— Нам говорили, — пишет тов. Нелидов, — что каждому инструктору будет дан мотоцикл с полным комплектом инструментов для текущего ремонта тракторов. На собраниях представители сельхозсоюза, исполкома и др. возлагали на нас большие надежды, называли нас первыми проводниками культуры на село. И вот пришла весна 1928 года, 30 человек рвутся на работу. Но перед самой весной про нас забыли. Прошли весна и лето, наступила осень — вспашка под озимые, капитальный ремонт тракторов, страдная пора для механика-тракториста. А мы все гуляем. Некоторые товарищи ездили в Харьков лично напомнить о нашем существовании, но безрезультатно. Многие уже разбрелись. В биржевой карточке вместо прежней гордости: механик 1 разряда тракторного дела, значится — чернорабочий. Кем и для чего создавались эти курсы? Скоро весна 1929 года, неужели и ее нам суждено провести без дела?

В Москве, а возможно и во многих губернских центрах, на ряду с государственными автокурсами существуют и частные. Постановка учебы у частника, судя по той корреспонденции, которую мы приводим ниже, оставляет желать лучшего. Несмотря на высокую плату за обучение, молодежь, желающая изучить автодело, ничего не приобретает, а лишь по пустому тратит время и деньги.

— В Москве, в Столешниковом переулке, — пишет рабкор Алем, — помещаются частные курсы "Автоинструктора" Дергачева. Курс расчитан на 4 месяца и обходится в 135 руб.; 5 — вступительных, 80 — за теорию и 50 — "за полную практику". Но практики Дергачев не дает. Он посылает к знакомым шоферам, которые весьма неохотно принимают вас и за несколько часов берут 90—100 руб. А в каких условиях протекает учеба? В гараже — помещении для занятий — темно, грязно, нет сидений и слушателям с трудом приходится заносить в тетради необходимые заметки. Отсутствует более половины авточастей, необходимых для прохождения курса. Неудивительно, что после окончания "полного курса теории и практики" у Дергачева экзамен на шофера в МКХ выдержали только 5%, остальные провалились. Не мешало бы кому следует заинтересоваться частными курсами, в том числе и "Дергачевским автовузом".

Взятые нами на выдержку отдельные корреспонденции рабкоров говорят о том, что автодоровская молодежь хочет учиться для того, чтобы отдать свои знания на дело автомобилизации страны. Желания, интереса и энергии достаточно, нужно лишь использовать и применить эту энергию с наибольшим успехом.

Дайте знания, дайте возможность учиться!