ЗА РУЛЕМ, №9, 1929 год. ОТЧЕГО У НАС ДОРОГА АВТО-РЕЗИНА?

"За рулем", №9, май 1929 год, стр. 22

ОТЧЕГО У НАС ДОРОГА АВТО-РЕЗИНА?

КОГДА ГОВОРЯТ о стоимости эксплоатации автомобиля, то, главным образом, имеют в виду бензин. Автомобиль приобретается в обутом виде — с покрышками и камерами. Таким образом резиновый вопрос не беспокоит владельца автомобиля до тех пор, пока не приходится одну или несколько покрышек заменять. Появляется необходимость весьма чувствительного по своим размерам расхода.

Во что же обходятся покрышки и почему они у нас так дороги? Возьмем для примера наиболее ходовые размеры покрышек и сравним их цены с соответствующими ценами в Германии, находящейся в отношении шинного производства в одинаковых с нами условиях (работа на импортных каучуке и хлопке).


Размер
покрышки
Для каких автомоби-
лей
Стоимость
в рублях
Отношение
советских цен
к германским
ценам в %
в Гер-
мании
в СССР
775 × 145 Таксомоторы Рено.......... 43 83 194
880 × 120 1½-тонные грузовики
АМО..........
61 89 145
36" × 6" 2½-тонные грузовики
Штейер..........
143 228 160
40" × 8" 3½-тонные грузовики
Я—З..........
268 363 135

Таким образом, наши покрышки в среднем в 1½ раза дороже германских.

Шинное производство в основном строится на импортном сырье (каучук и хлопок), поэтому пределы снижения цен в значительной степени ограничены. Тем не менее Резинотрестом предполагается в течение ближайшего пятилетия произвести значительное снижение стоимости, что видно из следующих цифр, характеризующих удельный вес отдельных элементов стоимости в начале и конце пятилетия.

Элементы стоимости 1928/29 г. 1932/33 г.
по отношению
к 1928/29 г.
Каучук.......... 27,5 20
Прочие материалы.......... 47 29,5
Зарплата, накладные расходы
и амортизация..........
25,5 11,5
Итого заводская
стоимость..........
100% 61%

Резинотрест ставит своей задачей к концу пятилетия, путем целого ряда производственных мероприятий, снизить заводскую стоимость покрышек на 39%, т.-е. подойти вплотную к заграничным ценам. Наибольшее снижение — в 2½ раза — должно быть проведено по расходам на зарплату и пр., что будет достигнуто при помощи постройки в Ярославле нового гиганта шинной промышленности, работающего по последнему слову техники. Расходы по каучуку и прочим материалам не могут быть так значительно снижены, поскольку они в основном базируются на импортном сырье.

Сырье это обложено весьма высокой ввозной пошлиной, которая составляет около 15% себестоимости готового продукта. Поэтому в случае снижения размера пошлин, а это вполне возможно, так как продукция шинной промышленности должна вырасти за пять лет в 11½ раз, получится еще добавочное снижение отпускной цены готовых покрышек. Таким образом, в шинной промышленности политика снижения цен проводится достаточно решительно.

Кроме этого, в шинном производстве имеется и другой путь снижения расходов по резине в авто-эксплоатации — это повышение качества шин и увеличение их пробега до износа.

В этом отношении Резинотрестом уже достигнуты значительные результаты. Пробег покрышек советского производства не ниже, а иногда и выше, нежели пробег таких же покрышек заграничного производства.

Тем не менее и в этом направлении работа не останавливается, и, учитывая как дальнейшее улучшение качества самих покрышек, так и улучшение дорог, Резинотрест предполагает повысить теперешний средний пробег покрышек еще на 40—50%. Все это послужит к дальнейшему снижению расходов на резину и удешевит эксплоатацию автомобиля. Если взять покрышку 880 × 120 для 1½-тонного грузовика АМО, то стоимость комплекта из 6 штук составит по ценам 1928/29 г. 89 × 6 — 534 руб.; стоимость такого же комплекта в 1932/33 г. должна составить только 534 × 07 = 370 руб. Расход резины на 1 км пробега в 1928/29 году составит 534 руб.; 12.000 км = 4,45 коп., а в 1932/33 году — 370 руб.; 18.000 км = 2,05 коп.. т.-е. общее снижение расходов по резине будет не менее 50%.

При правильной эксплоатации резины, могут быть достигнуты и еще лучшие результаты. Пониженное давление в шинах, перегруз автомобиля, злоупотребление тормозами, резкие повороты, попадание масла и бензина, раз'едающих резину, — все это явления, которые в свою очередь могут увеличить расход резины до неимоверных размеров.

Поэтому необходимо, как можно шире распространить правила ухода за шинами и премировать лиц, у которых шины служат значительно дольше нормального срока.

Одним из дополнительных моментов, могущих снизить расход резины, является правильно поставленный ремонт шин. Между тем это дело организовано у нас плохо. Зачастую покрышки, имеющие незначительный дефект, выбрасываются за отсутствием соответствующей мастерской. Там, где имеются специальные вулканизационные мастерские, они работают на старом оборудовании, и нередко дополнительный пробег вулканизационных покрышек не оправдывает даже расходов на вулканизацию. При правильно поставленном ремонте шин, расход на них может быть значительно снижен, так как вулканизированные покрышки могут быть использованы на передних колесах, где они несут меньшую нагрузку и могут служить еще продолжительное время.

Несмотря на многочисленные совещания, Резинотрест до сих пор не удосужился организовать хотя-бы в Москве одну центральную вулканизационную мастерскую, оборудованную по последнему слову техники.

Инж. Б—н