ЗА РУЛЕМ, №9, 1929 год. РЕМОНТ МОТОЦИКЛА

"За рулем", №9, май 1929 год, стр. 28-30

М. ДЬЯКОВ

РЕМОНТ МОТОЦИКЛА

Статья 2

Неисправности двигателя и их устранение

БОЛЬШИНСТВО неисправностей двигателя сопровождается падением его нормальной мощности и отсутствием компрессии.

Какие же причины влекут за собой эти неисправности двигателя? Чаще всего — износы и поломки поршневых колец и неисправности системы распределения и клапанов.

Неисправности поршневых колец

Поршневые кольца могут пригореть к поршню, сесть и потерять необходимую пружинность (при перегреве), сработаться, сломаться и сойтись в замках (разрезах). Первые четыре случая неисправностей устраняются только заменой колец новыми. Последний случай ("сошедшиеся кольца"), — т.-е. положение, когда замки колец окажутся по каким-либо причинам один под другим и рабочая смесь будет устремляться из камеры сжатия через этот проход в картер — может происходить и при общей неисправности колец. Этот дефект устраняется снятием цилиндра и повертыванием замков колец в разные стороны.

Перед установкой новых колец их канавки на поршне должны быть тщательно очищены от нагара. Нужно, чтобы поршневое кольцо точно подходило по своей выточке в поршне. Кольцо должно сидеть свободно в выточке, однако зазор между ними не должен превышать толщины листа писчей бумаги. Если кольцо не входит в канавку, его надо пришлифовать тонкой наждачной бумагой, сорта "00". Замки поршневых колец должны иметь рабочий зазор около 0,5 мм. Поверка наличия зазора производится введением, перед одеванием на поршень, каждого кольца в цилиндр. Если зазор у замка отсутствует, надо спилить срезы напильником.

Внутренняя часть цилиндра, называемая "зеркалом", подвержена выработкам от постоянного трения поршневых колец об ее стенки. Примерно, после 10 тыс. км нормального пробега машины, может быть во время необходимого ремонта, обнаружен круговой износ по окружности зеркала. В этом случае для создания необходимой герметичности потребуется установка на поршни машины колец усиленного сечения.

Кроме нормального кругового износа, зеркало цилиндра подвержено также "овализации", т.-е. получению яйцевидной формы.

Овализация цилиндра об'ясняется тем, что сторона цилиндра, направленная в сторону вращения, срабатывается больше, чем противоположная.

Такой дефект устраняется заводской расточкой цилиндра с установкой поршня соответственно увеличенного диаметра, а еще лучше — заменой цилиндра.

Прорывы рабочей смеси из камеры сжатия в картер в случаях неисправностей поршневых колец, износа цилиндров, а также царапин на их зеркале, характеризуются наличием черных полос на зеркале цилиндра и на теле поршня в месте прорыва газа.

Неисправности клапанов

Те же признаки падения мощности и потери компрессии появляются при неплотном прилегании клапанов к их седлам, при наличии на рабочих поверхностях клапана и его седла рисок, царапин и шероховатостей, при неправильной регулировке зазора между таскателем к клапаном и при ошибках в установке распределения.

Внешние признаки всех этих неисправностей выражаются в падении мощности двигателя, глухих стуках, а для всасывающего клапана — в стрельбе в карбюратор. Появляющееся при этом пламя может послужить причиной пожара. Дефекты клапанов и их седел должны быть немедленно устраняемы, ибо дальнейшая езда с пропускающими клапанами приведет к короблению рабочих поверхностей клапана и его седла, а, следовательно, и к полной их негодности.

Расшарошивание клапанного гнезда

Для устранения выработок и износов в клапанном механизме служит притирка клапанов, проточка их и расшарошивание клапанных гнезд. Притирка относится к тому мелкому ремонту, который должен производиться силами каждого ездока, проточка производится в мастерской на токарном станке, а расшарошивание, хотя и вручную, но лишь опытным мастером. При неопытности производящего ремонт, седло может быть слишком углублено, что потребует смены цилиндра или, в лучшем случае, изготовления новых клапанов по неправильно расточенному гнезду.

Притирка клапана по седлу производится и при освобожденных клапанах преимущественно на снятом цилиндре. Перед началом притирки все отверстия цилиндра должны быть заложены тряпками или концами. По окончании цилиндр и клапаны тщательно промываются в керосине, чтобы мелкие части притирочного материала не остались-бы на рабочих поверхностях и не стали бы причиной их быстрого износа.

Поверка зазора у бокового клапана мотоцикла.

1 — щуп, 2 — стержень клапана, 3 — регулирующая головка толкателя, 4 — контр-гайка, 5 — толкатель

Клапаны могут быть боковые и подвесные. Способы притирки их различны. Боковые клапаны притираются следующим образом:

1. На рабочие поверхности клапана и его седла наносится ровным слоем специальная притирочная паста. За неимением пасты поверхности обмазываются маслом и посыпаются наждачной пылью. При значительных рисках и царапинах притирку надо начинать с крупного наждака, но заканчивать ее обязательно наждачной пылью. Однако, при наличии значительных выработок предпочтительна проверка и проточка рабочей поверхности клапана, в соответствии с конусом гнезда, на станке.

2. Незакрепленный клапан ставится на свое место в цилиндре.

3. При помощи отвертки или коловорота, вставленных в специальную прорезь тарелки. клапан вращается полуоборотами вправо и влево. После каждого полуоборота клапан должен быть слегка приподнят. Для этого под тарелку клапана кладется маленькая пружинка. Сильно нажимать на клапан во время притирки нельзя.

Подвесные клапаны, имеющие такие же, как у боковых прорези в своих тарелках, притираются путем перевертывания цилиндра и производства притирки с внутренней его стороны. Некоторые подвесные клапаны обладают выемным гнездом (напр., у мотоциклов Харлей-Давидсон в 1.000 и 1.200 см3). Для притирки таких клапанов надо зажать в тиски вынутое гнездо, вставить в него клапан, продеть в отверстие клапана для чеки проволоку или гвоздь и тем же способом вращать его в гнезде.

Если в процессе притирки клапан начинает вращаться с большим усилием, это означает, что слой притирочного материала иссяк и надо нанести его снова.

Регулировка клапана.

Разрез клапанного механизма. А — колпачек, В — контр-гайка, С — гайка толкателя, D — регулирующая головка толкателя

Рабочие поверхности после окончания притирки должны быть ровного матово-серого цвета без черных пятен, показывающих неудаленные раковины.

Для более тщательной проверки качества притирки рекомендуются два способа. При первом в гнездо установленного и закрепленного в цилиндре клапана наливается керосин. Если через два часа керосин не просочится через закрытый клапан, притирку можно считать удовлетворительной. Другой способ состоит в том, что на рабочую поверхность притертого клапана наносится цветным карандашом или мелом ряд вертикальных черточек. Затем клапан несколько раз проворачивается в седле. В плотно прилегающем клапане все черточки должны быть стерты.

В условиях нормальной эксплоатации, при надлежащих регулировке и уходе, притирка клапанов производится один раз в год.

Перед притиркой полезно проверить стержни клапанов. Если стержень погнут, надо заменить клапан или выправить стержень. В последнем случае перед притиркой проходится на станке рабочая поверхность клапана. Погнутый стержень может заесть в своей направляющей. При износе стержня служат признаками: для выпускного клапана — копоть на пружине, а для всасывающего — протекание воздуха.

Поверка зазора у подвесного клапана.

1 — шток, 2 — контр-гайка, 3 — регулирующий конец штока, 4 — стержень клапана, 5 — коромысло, 6 — щуп

Обыкновенно стержень клапана ходит в направляющей втулке цилиндра с целью уберечь клапан от боковых качаний. В случае износа втулки неисправность устраняется только ее заменой. Если втулка отлита вместе с цилиндром, ее надо рассверлить и поставить новый клапан со стержнями усиленного сечения.

Большую роль в точности работы клапанов играет состояние клапанных пружин, силой которых клапан досылается на свое место после поднятия его толкателем. В случае ослабления пружины клапана надо, если возможно, заменить ее, а в противном случае — подложить шайбу. Для проверки осадки пружины нужно на работающем двигателе ввести конец отвертки между витками пружины и слегка растягивать ее, нажимая вверх. Если пружина села, работа двигателя при этом начнет выравниваться.

Надо отметить еще одну неисправность, признаки которой сходны с признаками неисправности работы выпускного клапана — это неправильное положение декомпрессора (под'емника выпускного клапана, служащего для облегчения пуска мотоцикла). Причиной может служить заедание рычажка, слишком короткий тросс или излом оболочки тросса с заеданием его в изломах. Неисправности троссов и устранение их будет освещено в статье: "Неисправности карбюрации".

Регулировка клапанов

Клапаны мотоциклов работают при больших температурах. Стержни их удлиняются от нагрева. Поэтому толкатели и клапаны должны иметь зазор, соответствующий величине этого удлинения. Рабочие температуры выпускного клапана выше, чем у всасывающих, следовательно и зазоры выпускных клапанов должны быть больше.

Точность установки этого зазора играет важнейшую роль в работе двигателя.

При слишком малом зазоре удлинившийся от нагрева клапан не сможет полностью сесть в седло и плотно закрыть клапанную щель.

Притирка клапана. Правильное положение рук

При слишком большом зазоре, толкатель до соприкосновения с концом стержня клапана будет иметь некоторый мертвый ход. Вследствие этого, клапан будет работать с запаздыванием открытия, и высота его под'ема будет недостаточна.

Нормальным зазором надо считать для всасывающего клапана — 0.4 мм, а для выпускного — 0,7 мм. Для проверки регулировки зазоров полезно иметь калибр-щуп соответствующей толщины. Практически щуп может быть заменен для выпускного клапана куском писчей бумаги, сложенной вдвое, а для всасывающего — той же писчей бумагой, но в один слой.

Регулировка зазоров производится на холодном двигателе. Неисправности клапанов и неправильности их регулировки характеризуются глухим стуком в клапанной коробке.

Стуки в двигателе

Мотоциклист должен угадывать болезни своей машины по звуку работы двигателя. Надо взять за правило — устранять дефект немедленно же после его появления.

Износы бронзовых втулок верхних головок шатунов и выработки поршневых пальцев различаются по звонкому металлическому стуку, который особенно ясно слышится при резких изменениях режима (оборотов) двигателя, при работе с перегрузкой и при движении машины в гору. На разобранном двигателе эти неисправности подтверждаются свободным качанием поршня в вертикальном направлении. Выра-

ботка поршневого пальца и износы игр втулки устраняются установкой нового пальцам втулки. Если же разработались шашки (гнезда пальца в поршне), нужно разделать их разверткой и поставить новый палец и новую втулку соответственно измененного сечения.

Кроме деталей, сопряженных с верхней головкой шатуна, выработкам может подвергнуться подшипник нижней головки и кривошипный палец, на котором он устанавливается. Эта неисправность, дающая о себе знать уже не звонким, а глухим стуком, устраняется только заменой подшипника или пальца. Глухим же стуком сопровождаются и выработки в коренных пальцах маховиков. Эта, казалось бы, второстепенная неисправность, однако, важна тем, что влечет за собой преждевременные износы в сопряженных с ними механизмах и деталях. Кроме стука эти дефекты определяются вручную по игре ведущей цепной шестерни. Для устранения потребуется замена пальцев или подшипников, на которых пальцы работают.

Притирка клапанов при помощи коловорота

Износ роликов распределения узнается по скрежетанию в распределительном механизме. В этом случае требуется замена рычажка.

Кроме перечисленных возможностей, стук может быть временный, появляющийся лишь в определенных условиях работы двигателя и исчезающий при переходе на нормальную езду.

Причинами его бывают: установка слишком раннего зажигания, перегретый двигатель и езда по пересеченной местности и вязкому грунту с усилием, на которое не рассчитана машина.

М. Дьяков

В следующей статье: Неисправности карбюрации и смазки и их устранение