ЗА РУЛЕМ, №10, 1929 год. ГАЗОВАЯ ТУРБИНА и АВТОМОБИЛЬ

"За рулем", №10, май 1929 год, стр. 5-6

Детали турбины Лоренцена. Слева направо — два стальных диска, составляющих кожух турбины, рабочее колесо с насаженными стальными лопатками и направляющее колесо турбины.

М. ЭРЛИХ

ГАЗОВАЯ ТУРБИНА и АВТОМОБИЛЬ

В ОБЛАСТИ развития термически выгодных газовых турбин, которые многими авторитетами рассматриваются, как двигатели будущего, работы германского профессора Лоренцена делают большой шаг вперед. Они разрешают вопрос об охлаждении рабочего колеса газо-турбины и дают простой по конструкции двигатель, с хорошим термическим коэфициентом полезного действия.

Практическое осуществление газовых турбин имеет много конструктивных трудностей: так, например, необходимо охладить сопло или вертящееся колесо турбины, которое при работе имеет очень высокую температуру. Выполнить это гораздо труднее, чем в бензиновых двигателях внутреннего сгорания.

Лоренцен применяет в своей запатентованной газо-турбине новый принцип охлаждения. Полые лопатки рабочего колеса охлаждаются током воздуха, регулировкой которого можно достигнуть их наивыгоднейшей температуры, даже при нормальных 30 тыс. оборотов в мин. Воздух при работе засасывается через отверстия в стальных дисках, представляющих основу рабочего колеса газо-турбины и направляется радиально из центра колеса через специальные каналы, изнутри имеющие серпообразное сечение лопаток. На общем валу с турбинным колесом, насажено второе компрессорное колесо, которое нагнетает необходимое для охлаждения турбины количество воздуха.

Опыты с газо-турбиной этого типа производились под наблюдением изобретателя в Германской авиационной испытательной станции в Адлерсгофе. Турбина работала выпускными газами 300-сильного авиадвигателя Испано-Суиза, при чем было установлено, что при 25-30 тыс. оборотов в минуту, 12—16% энергии превращалось в полезную работу. Большая турбина Лоренцена постоянного давления, рассчитанная на работу с доменным газом, находится сейчас еще в постройке.

Вид газо-турбины Лоренцена, смонтированной на двигателе автомобиля "Мерседес", со стороны карбюратора. Турбина помещена непосредственно за радиатором на стойке, укрепленной на картере двигателя. Хорошо видны трубка, подводящая воздух от турбины к карбюратору (слева) и турбинная выпускная труба (справа)

Тем не менее, маленькие газо-турбины Лоренцена получили применение в автомобиле, но не в качестве основного двигателя, а в качестве воздуходувки. Фирма "Мерседес" применяет на своих новых 3 и 7-литровых моделях турбины Лоренцена, которые утилизируют энергию отработавших в цилиндрах авто-двигателя газов и с успехом заменяют применявшиеся ранее воздуходувки Рутса. Здесь воздух, кроме функций охладителя рабочего колеса, выполняет функцию поддува. Для этого он подводится к карбюратору по особой трубке, имея давление 80 мм ртутного столба, и хорошо испаряет и тонко распыляет горючее.

Кроме того, не исключается возможность, при присоединении турбины Лоренцена к двигателю известной кубатуры, вовсе избежать коробки скоростей, так как смесь поступающая из карбюратора, даже при малых оборотах, подается уже под большим давлением, что противодействует заглушке двигателя при взятии с места на некотором среднем постоянном зацеплении, заменяющем коробку передач.

Весовая потеря газов заряжающих цилиндры двигателя, как следствие высокой температуры подаваемого компрессором воздуха, с избытком возмещается большим его давлением.

Эта турбина занимает мало места и является одновременно идеальным глушителем.

Ленинград Н. Эрлих