ЗА РУЛЕМ, №10, 1929 год. НА МОТОЦИКЛЕ по ВОСТОКУ

"За рулем", №10, май 1929 год, стр. 26-27

НА МОТОЦИКЛЕ по ВОСТОКУ

ВОСТОК, страна воспетая писателями, закутанные женщины, караваны верблюдов, бедуины в развевающихся бурнусах и среди всего этого — мотоцикл.

Словно столкнулись различные миры, — представитель новой индустрии, созданной холодными и строгими расчетами растущей техники, и страна, еще проникнутая наивными верованиями, страна, где по сегодняшний день европейцу иногда трудно провести резкую границу между реальностью и фантазией.

Какой противоположностью протяжным крикам муэдзина на минаретах мечетей, певучему говору торговцев на базарах был треск мотора и резкий вскрик сигнальной сирены! И как в то же время символично для будущего Востока это пробуждение от дремоты и сна столетий, проникновение на восток техники!

Переезд Берлин—Каир был совершен д-ром Шпором и водителем Гебельманом на обыкновенном мотоцикле "Дерад" (спортивная модель с мотором 500 см3 с боковой кареткой).

Трудности возникли с первого же момента: куда поместить багаж, масло и горючие материалы, необходимые на 8—10 недель пути? Бак вмещает только 10 литров бензина (что хватит, приблизительно, на 150 км). Однако, часто возможны переезды по 300—400 км до того пункта, где можно пополнить запас. Тому, что где-нибудь в Анатолии или в пустыне можно достать запасные части к немецкому "Дераду", не поверит даже самый упорный оптимист. Куда поместить фото-аппарат с принадлежностями, которые надо тщательно оберегать от возможных тропических дождей? Ясно — необходимо реорганизовать каретку.

Вместо обычной каретки, имеющей вид ванночки, укрепляется солидный, деревянный, обитый железными полосами ящик. В него помещают запасные части, начиная с пружинного тормоза и кончая свечой, фото-аппарат со всеми принадлежностями, личный багаж, сведенный к минимуму, два баллона бензина; запасные шины укрепляются на крышке ящика, топор и лопата, — по бокам его.

12 ноября прошлого года мотоцикл тронулся в путь, сопровождаемый по Берлину длинной вереницей мотоциклов и авто. Через южную Германию — в Вену и после небольшой задержки, — через Будапешт в Балканы. Пересекая границы Югославии, путешественникам пришлось ознакомиться со всеми ужасами дорог Сербии. Самое изощренное воображение не в состоянии предположить, что представляют собой дороги Сербии после дождя. Вне селений они еще сносны, но в селениях... Между домами тянется полоса кашеобразной массы, клейкой, тягучей, как резина, с глубокими провалами и рытвинами. Мотоцикл прыгает, танцует, скачет, как молодая, впервые взнузданная лошадь. Потоки грязи обрушиваются на машину и седоков. Через короткое время все покрывается слоем этой каши в палец толщиной. Приходится ежеминутно соскакивать и очищать спицы от грязи. И это — не на проселочных дорогах, а на главных путях, связывающих Будапешт с Белградом и дальше — с Софией и Константинополем.

Путешественники Гебельман и Шпор у пирамид Египта

Балканы по сегодняшний день не приспособлены для автомобильного или мотоциклетного сообщения. Даже главные пограничные дороги усеяны камнями и имеют запущенный вид.

Некоторые недоразумения с таможней начинаются у путешественников при в'езде в Турцию. Турки не сочли нужным предоставить путешественникам какие-либо льготы. Каждое авто, в'езжающее в Турцию, обкладывается пошлиной, которая якобы будет возвращена при выезде из нее. Но путешественники мало верили в возвращение суммы, уплаченной чиновникам и обещание это звучало слабо.

Только через четырнадцать дней они смогли тронуться в путь, чтобы пересечь Анатолию по дороге, которая тысячелетиями являлась торговым путем, связывающим Босфор и Бизаицу с Сирией и Аравией.

Вся в рытвинах и провалах поверхность дороги была к тому же изборождена рядом колей от тележных колес. Эти колеи настолько глубоки, что проезд здесь возможен только на легкой телеге турецких крестьян. Мотоциклу же приходилось постоянно сворачивать на более удобные боковые тропинки и дорожки.

Застигнутые периодом дождей в середине Анатолии путешественники терпели большие неудобства. Дорога пролегала по холмистой местности, часто превращалась в горную тропинку, извивающуюся по склонам над обрывами, настолько узкую и опасную, что боковой ящик пришлось отцепить и отправить по железной дороге. И лишь на пересечении турецко-сирийской границы мотоцикл выбрался на сносную дорогу, проложенную во время войны немецким военным дорожным комитетом.

Неприятный сюрприз в пустыне

Сирия и Палестина находятся под огромным влиянием европейских государств. Дорожное строительство здесь развито сильно. Однако, не все дороги пригодны в зимнее время, когда почва сильно размыта дождями. Путешественники принуждены были сделать большой крюк, чтобы проехать из Александретты к северо-западной бухте Средиземного моря. Пришлось ехать через Алеппо по границе пустыни до Дамаска, обратно к морю до Бейрута и дальше к Иерусалиму.

Большим облегчением было хорошее состояние дороги, так как путь через Сирию и Палестину состоит из бесконечных под'емов и спусков. Крутизна их превышает все требования пред'являемые обычно к мотоциклу. Так, например, дорога через Либанон на расстояние приблизительно 20 км от моря, подымается на высоту до 1.600 м.

В Иерусалиме машина снаряжается в ответственнейшую часть пробега — переход через Синайскую пустыню. Путешественники упаковывают в ящик провиант, бензин и воду, тщательно осматривают машину.

Дорога в горах Македонии

В начале пути попадались кое-где поросли сухого кустарника. Потом три дня путь пролегал через необозримое песчаное и каменистое пространство.

На четвертый день машина попала в полосу летучих песков — дюн. Единственный способ передвижения через них — это под'емы и спуски с невероятной быстротой. Ежеминутно осыпается песок, колесо прыгает, руль не слушается. Возможность малейшей аварии в пустыне заставляет сжиматься от ужаса...

Миновав дюны, мотоцикл на последнем под'еме ударился о камень, подпрыгнула и упала глубоко зарывшись в песок. Все усилия вытащить ее оказались тщетными.

По расчетам путешественников они находились недалеко от канала. Решено было разделиться. Гебельман отправился через пески за помощью. Шпор остался при машине... Прошли томительные день и ночь ожидания в пустыне и лишь в полдень следующего дня возвратился Гебельман с найденным им у канала египетским полицейским патрулем. Усилиями людей и верблюдов вытащили машину. Гебельман сел на нее один и с трудом двинулся в путь. Пять-шесть раз мотоцикл застревал в песке. Только через несколько километров пути песок стал плотнее: путешественники, наконец выбрались на настоящую дорогу.

Смертельно усталые после трех бессонных ночей добрались они в Суэц. Однако, времени для длительного отдыха было мало. Предстоял последний пробег к конечной цели. Еще 150 километров и.. путешественники достигли Каира. Немецкая колония и немецкое консульство, а также местное население, оповещенные об их прибытии, устроили им торжественную встречу.

Мотоциклисты у сфинкса

Десять недель напряжения и лишений на ужасных дорогах Балкан, в Анатолийских степях, в горах Сирии и Палестины и в просторах безводной пустыни остались позади. Человек и машина победили.

* * *

Однако, это героическое путешествие имеет лишь коммерческую подкладку. В результате лишений, перенесенных путешественниками, создана реклама той фирме, на машинах которой был произведен пробег