ЗА РУЛЕМ, №11, 1929 год. ОПЫТНЫЙ ПРОБЕГ в ПЕСКАХ КАРА-КУМ

"За рулем", №11, июнь 1929 год, стр. 16-17

Дорожные работы в оазисе

ОПЫТНЫЙ ПРОБЕГ в ПЕСКАХ КАРА-КУМ

ЧТОБЫ изыскать способы связи и транспорта в песках Кара-Кум, в центре которых находятся богатые серные месторождения, в апреле этого года по инициативе ВСНХ ТССР совместно с Всесоюзной Академией Наук была организована автомобильная экспедиция от г. Ашхабада до серных заводов "Зеагли" (протяжение 260 км) и далее — до Хивы. Наиболее интересной частью пути (по характеру местности) является первая, о которой пойдет речь в нашей статье.

Экспедиция под общим руководством академика А. Е. Ферсмана выехала из Ашхабада 4 апреля, в 5 часов утра. Техническое руководство пробегом было возложено на т. Богушевского — представителя Узбек-Автопромторга, представившего для пробега машины Рено.

В экспедицию вышли: 2 шестиколесных автомобиля Рено типа "Сахара" (10 л. с. налог.) и 1 старый однотонный полугрузовичек Форд (типа "Т" с червячной передачей), представленный Туркмен-Автопромторгом.

Для движения вперед в песках приходилось подклалывать под колеса автомобилей деревянные решетки

Первые 100 км были пройдены колонной в течение дня без каких-либо серьезных затруднений, — дорога на этом участке пролегает по сравнительно легко проходимым глинисто-песчаным пространствам, правда, кочковатым, но без высоких под'емов. С сотого километра автомобиль Форд по требованию командора пробега был возвращен в Ашхабад. Обстоятельство это представляется чрезвычайно досадным, так как из последующего выяснилось, что Форд мог дать ценный материал о возможности применения в песках обычных типовых автомобилей легкого типа, не имеющих специальных приспособлений.

Последующие 160 км пути пролегали по сыпучим пескам, перерезанным перпендикулярно грядами барханов, с частыми под'емами, доходящими до 30°. В этих условиях пробег потерял уже всякое практическое значение, но сохранил очень большой спортивный интерес. Для под'емов машин на песчаные гряды приходилось подкладывать под колеса заранее заготовленные деревянные решетки, устилать дорогу саксаулом и втаскивать машины в гору соединенными усилиями пассажиров обеих машин (13 чел.). В наиболее трудных случаях, однако, и это не помогало и тогда приходилось прибегать к очень ценному запасному средству — лебедке, имевшейся на одной из машин и позволявшей (путем переключения двигательной силы мотора на лебедку) подтягивать машину стальным тросом к укрепленному на вершине горы деревянному столбу. Так были пройдены еще 160 км до серного завода.

На крутом под'еме приходилось подталкивать автомобиль. В белом кителе академик А. Е. Ферсман

Общим выводом из пробега является, на наш взгляд, заключение о непригодности машин типа "Рено-Сахара" к работе в песках Кара-Кум. Ни один сколько нибудь серьезный под'ем в песках не был взят машинами самостоятельно; подкладывание решеток и досок, втаскивание их на руках, подтягивание при помощи лебедки, — все эти меры могли, конечно, иметь место в обстановке спортивного пробега, цель которого во чтобы то ни стало пробиться к месту назначения; но эти приемы совершенно неприемлемы в условиях регулярного движения, а тем более грузового (где машины будут иметь мертвый груз без достаточного количества людской рабочей силы); затем надо отметить чрезвычайно малую скорость машин в пути — в среднем 55 км в сутки.

Кроме сравнительно мелких аварий (поломка пружины выпускного клапана первого цилиндра, двукратная поломка болта продольной рулевой тяги) поломка шпилек валика педали конуса, повреждения ножного акселератора и т. п.) машины имели две очень тяжелых аварии. При попытках взять крутые под'емы в песках без посторонней помощи были поломаны шестерни диференциала, в первом случае — коническая ведущая, и во втором — планетарная. Последние две аварии указывают на величайшее напряжение, испытанное всеми частями машин. Следование машин на 90% пути, на 2 и 1 скоростях также следует считать явлением ненормальным.

Нельзя отнять у машин "Рено-Сахара" их несомненных достоинств, какими являются многооборотный мотор, хорошее сцепление ведущих колес с грунтом, прекрасная система охлаждения и смазки; слабость же и неудобство рулевого управления, некоторая сложность и недостаточная прочность почти всех механизмов, недостаточная комфортабельность кароссери — их минусы.

Глинистая площадка "такир" — естественное место для посадки аэроплана, идеальная твердая дорога для автомобилей

Проблема автосообщения в песках Средней Азии еще ждет своего разрешения. Попытки решить ее должны быть направлены прежде всего на изучение и испытание также других типов машин, применяемых в колониальной практике за границей, в частности, машин, оборудованных по принципу Кегресса.

Н. Четвериков

От Редакции. Редакция не разделяет мнение тов. Четверикова о непригодности машин "Рено-Сахара" для передвижения в пустыне Кара-Кум.

Начальник экспедиции академик А. Ферсман указывает в печати, что опытный пробег показал полную возможность установить автосообщение между Ашхабадом и серным заводом. Предположено даже с будущей весны организовать правильные рейсы, обслуживаемые тремя машинами типа "Рено-Сахара".

Редакция надеется в следующих номерах вернуться к проблеме автомобильного сообщения в песках Кара-Кум.