ЗА РУЛЕМ, №12, 1929 год. НАДО СНИЗИТЬ НАЛОГИ на АВТОТРАНСПОРТ!

"За рулем", №12, июнь 1929 год, стр. 4

ВЛ. КОНОНОВ

НАДО СНИЗИТЬ НАЛОГИ на АВТОТРАНСПОРТ!

ПО ИСЧИСЛЕНИЮ Цудортранса, при существующей системе обложения автомобиля, все прямые и косвенные налоги составляют годовой расход: на легковой автомобиль в 16 лош. сил — 1.350 руб. и на грузовик в 3,5 т — 1.414 руб.

В этом исчислении принята во внимание пошлина на автомобили и запасные части, которая взимается в размере 50% заводской стоимости легкового автомобиля, 12% стоимости грузовика, 15% стоимости автобуса, 50% стоимости мотоцикла и 37 руб. за каждые 100 кг запасных частей.

В связи с начинающимся развитием автостроения, вопрос о пошлине теряет свою остроту. Но необходимо подчеркнуть, что первые годы и Нижегородский автозавод, и "АМО", и Ярославский завод будут ввозить из-за границы части и агрегаты для сборки. Существующая пошлина на запасные части будет удорожать каждый автомобиль на 300—400 рублей. Очевидно пошлина на запасные части. идущие для сборки машин, должна быть отменена совершенно.

Рассмотрим существующее обложение автомобилей в применении к типам машин, намечаемых программой нашего автостроения.

1. Промысловый налог взимается по XII категории на ряду с предметами роскоши, в размере 4,8% со стоимости, а не по III разряду, как с предметов оборудования и водного транспорта. Примем стоимость машины с резиной и кузовом: 1) Нижегородского завода в 2 тыс, руб., 2) завода "АМО" — грузовики в 2,5 т — в 8 тыс. руб., 3) Ярославского завода, — грузовики в 3,5 т — в 15 тыс. руб. При амортизации машин в 6 лет будем иметь следующий расход, падающий на одну машину в год:

  Нижег.
зав.
"АМО" Яросл.
зав.
Размер налога........ 96 р. 384 р. 720 р.
На 1 год........ 16 „ 64 „ 120 „

2. Регистрационный налог. Каждый автомобиль при регистрации облагается ставками местного налога, при чем эти ставки по отдельным городам различны.

Для Москвы — действующие ставки: 16 руб. с лошадиной силы по легковым автомобилям и 8 руб. с лош. силы по грузовым.

Для нашего случая это составит в год:

Для легкового автомобиля Нижег. зав..... 15 л.с. × 16 = 240 р.
  „ грузового 1,5 т автом. Ниж. зав..... 15 „ „ × 8 = 120 „
  „ 2,5 т грузовика "АМО".... 20 „ „ × 8 = 160 „
  „ 3,5 т    „    Яросл. зав..... 25 „ „ × 8 = 200 „

3. Акциз на бензин установлен в размере 10 руб. за 100 кг. Примем годовой пробег машин в 20 тыс. км (250 дней по 80 км), получим следующую таблицу, отражающую размер акциза, падающего на 1 машину в год:

  Расх. бенз.
на 1 км в г
Год. расх.
бенз. в кг
Разм. акц.
в руб.
на 1 маш.
Нижег. зав. — легковая и 1,5 т........ 150 руб. 3.000 руб. 300 руб.
АМО — 2,5 т....... 200 „ 4.000 „ 400 „
Ярославский зав. — 3,5 т....... 300 „ 6.000 „ 600 „

4. Часть автомобилей будет работать в предприятиях коммерческого транспорта по обслуживанию общего грузо-пассажирооборота. Такие предприятия выплачивают промысловый налог в размере 4,8% от валового дохода предприятия (циркуляр НКФ от 2 ноября 1928 г.). Это составит дополнительный налог, удорожающий перевозки в следующем размере в год:

  Годов. обор.
в рублях
Налог на 1 ма-
шину в год
Легк. автом. или 1,5 т грузов.
Нижегор. завода........
6.000 288 р.
2,5 т груз. "АМО"........ 9.000 432 „
3,5 т груз. Яросл. зав......... 12.000 576 „

В совокупности все эти виды обложения дадут норму обложения на 1 автомобиль в год в рублях в следующем размере:

  Для предприя-
тий, пользую-
щихся автомо-
билем для само-
обслуживания
Для коммерч.
автотрансп.
предприятий
Легков. автом. Нижег. зав........ 556 844
1,5 т груз. Нижег. зав........ 436 724
2,5 т груз. "АМО"....... 624 1.056
3,5 т груз. Яросл. зав........ 920 1.496

Подобное обложение нужно признать чрезмерным и вредным как для развития автомобилизации Союза, так и с точки зрения удешевления работы транспорта, а, следовательно, и политики снижения цен: естественно, что удорожание перевозок отражается на удорожании всех видов продукции промышленности и сельского хозяйства.

Нужно немедленно поставить вопрос перед правительством, если не об отмене, то о снижении налогов до нормальных размеров.

В Англии имеется 1.372 тыс. автомобилей. За 1928 год обложение выразилось: 1) регистрация — 250 млн. руб. 2) акциз на бензин — 130 млн. руб. — всего 380 млн. руб. Это составляет на одну машину в год всего 279 руб.

В С.-А.С.Ш. имеется 24.500 тыс. автомобилей. Обложение в 1928 году составило: 1) регистрация автомобилей — 635 млн. руб., 2) акциз на бензин — 586,6 млн. руб., а всего — 1.221.600 тыс. рублей. Это составляет на одну машину в год 50 рублей.

Наш зарождающийся автотранспорт вынужден и без того работать в трудных условиях — снежные зимы, плохое состояние дорог, слабое оборудование гаражами и ремонтными средствами, недостаточное техническое и материальное обслуживание, слабая подготовка рабочей силы и т. д. Поэтому необходимо, по крайней мере на первое время, пока наш автотранспорт не окрепнет, сильно облегчить налоговое бремя. В этом отношении целесообразнее равняться по С.-А.С.Ш. и установить два вида обложения:

1, Регистрационный сбор в размере в среднем не более 25 руб. на машину и 2. Акциз в размере не более 15 руб. с т.

В части промыслового обложения, если его нельзя совершенно отменить, то необходимо его снизить до 2%, уравняв автотранспорт с другими видами транспорта — железнодорожным и водным.