ЗА РУЛЕМ, №12, 1929 год. АВТОМОБИЛИ, МОТОЦИКЛЫ, ТРАКТОРЫ, ВЕЛОСИПЕДЫ

"За рулем", №12, июнь 1929 год, стр. 23

АВТОМОБИЛИ, МОТОЦИКЛЫ, ТРАКТОРЫ, ВЕЛОСИПЕДЫ

Итоги и планы

НА ПЯТОМ Всесоюзном С'езде Советов тов. А. И. Рыков указал, что перед советской страной стоит огромная задача по строительству машин для промышленности и транспорта. В ближайшее пятилетие мы должны произвести машиностроительной продукции на сумму 4.600 млн. рублей.

В последнее время мы имеем ряд важнейших совещаний и постановлений планирующих и хозяйственных органов по вопросам производства механических средств транспорта.

Начнем с вопросов автомобилестроения. Специальная междуведомственная комиссия при Госплане СССР определила потребность в автомашинах на ближайшее пятилетие в размере не менее 450 тысяч — (100 тысяч легковых и 350 тыс. грузовых). Способам удовлетворения этой потребности было посвящено одно из последних заседаний Президиума ВСНХ СССР, обсуждавшего вопросы автомобилизации Союза. Президиум установил, что за пятилетие 1929—33 гг. наша промышленность сможет выпустить лишь около 260 тыс. машин при условии постройки новых автозаводов и решительной реконструкции заводов существующих. Перспективы этого огромного автостроительства к началу июня представляются в следующем виде.

Автомобильный "именинник" — проектируемый завод в Нижнем-Новгороде — получил от ВСНХ основные принципы по организации своего производства. Московское отделение Гипромеза выдвинуло предложение, по которому в самом Нижнем будут собираться 50 тыс. машин — 30 тыс. легковых и 20 тыс. грузовых. Остальные же 50 тыс. машин из частей завода будут собираться в специальных филиалах завода (ориентировочно на Юге и на Урале). Вся первичная сборка отдельных агрегатов (моторов, коробки скоростей и пр.) должна производиться в Нижнем. На месте сборки в филиалах будут использованы местные материалы, особенно лес для кузовов.

Правда, организация двух таких вспомогательных сборочных заводов несколько повысит общую стоимость нового автозавода, но преимущества сборки машин непосредственно в районах их потребления безусловно должны оправдать увеличение затрат. По предложению В. В. Куйбышева Президиум ВСНХ СССР утвердил постройку завода в Нижнем на 50 тыс. машин и организацию двух сборочных филиалов для 50 тыс. грузовых машин. Гипромез в двухнедельный срок должен дать свои соображения о районах, где оба сборочные завода должны быть построены.

На основном заводе в Нижнем будет сразу же установлен 7-часовой рабочий день, а оплата труда для рабочих высокой квалификации, вследствие поточного характера производства, будет несколько повышена по сравнению с средней зарплатой в районе.

На втором месте — "АМО". Московский завод, расширенный по размерам и освеженный приемами новейшей американской автомобильной техники, должен выпускать по утвержденному Президиумом ВСНХ плану к концу пятилетки до 50 тыс. машин. В помещаемой вначале этого номера статье председателя Автотреста тов. Сорокина читатели найдут некоторые сведения о том, как предполагается эту реорганизацию провести. В 1929—30 году "АМО" утроит свой выпуск, дав грузовики прежнего типа и типа "Автокар".

С 1930—31 года он будет выпускать только продукцию типа "Автокар", При этом стоимость машины будет значительно снижена.

Одновременно с расширением "АМО" должен быть значительно расширен и Ярославский завод, который к концу пятилетия будет выпускать 10 тысяч тяжелых грузовиков.

Президиум ВСНХ СССР нашел необходимым довести в дальнейшем производство Ярославского завода до 20 тыс. машин в год или организовать аналогичное производство в размере 10 тыс. грузовиков в Ленинграде.

Уже в текущем 1929—30 году Ярославский завод должен утроить свое производство.

Наконец, на заводе "Спартак" должно быть сосредоточено производство машин "НАМИ". К концу пятилетия выпуск этих машин предположено довести до 10 тыс. штук в год. Сейчас, однако, производство машин "НАМИ" решено оставить в прежних размерах до внесения в конструкцию машины некоторых изменений и улучшений.

Мотоциклетный завод, постройка которого включена в контрольные цифры Главмашинстроя, составит новую отрасль производства в СССР. Годовая производительность этого завода намечена в 35 тыс. машин, стоимость его определена в 18 млн. руб. Кроме мотоциклов завод будет выпускать маломощные моторы. Постройка этого завода продолжится три года. С начала будущего года должны начаться проектирование завода и подготовительные работы. В некоторых районах Московской области уже производятся соответствующие изыскания для нахождения наиболее выгодного места постройки завода. ВСНХ совместно с Автодором производит работу по определению типа мотоциклов, которые будут строиться на новом заводе.

Тракторостроение. Постановлением Совнаркома СССР от 29 мая решено приступить в 1929/30 году к постройке на Урале второго тракторного завода с производительностью не меньше 40 тыс. тракторов в год. Одновременно с этим жизнь вызвала необходимость расширить производственную программу первого советского тракторного завода в Сталинграде. Всего лишь год назад, утверждая программу строительства этого завода, Совет Труда и Обороны установил его мощность в 10 тыс. тракторов в год. Однако, темп механизации советского земледелия настолько велик, что сейчас СТО признал необходимым дать строящемуся заводу повышенное задание выпускать в год 40 тыс. тракторов.

Вместе с постройкой мотоциклетного завода Автотрест получил задание построить и велосипедный завод. К 1932/33 году велосипедный завод должен выпустить, не прибегая к импортным деталям, 165 тыс. велосипедов, и уже в 1930/31 году должен выпустить 22 тыс. машин. В текущем 1929/30 хозяйственном году предположено выпустить 8 тыс. велосипедов, собранных из заграничных частей.