ЗА РУЛЕМ, №13, 1929 год. ПЕРВАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ...

"За рулем", №13, июль 1929 год, стр. 6-7

ПЕРВАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ...

Очерк

ПРОЛОГ, увертюра автомобильной симфонии в Союзе окончилась. После мечтаний, чаяний, грез и эффектных прожектов начинается трезвая деловая реальность.

В приветствиях на первой ленинградской областной конференции Автодора звучала некоторая лирика, хотя довольно трезвая.

— На первую конференцию Автодора мы приехали на трамваях и извозчичьих клячах. На пятую конференцию мы приедем на автомобилях типа Фордовской модели "А". Сейчас у нас автоодер, а будет породистый автоконь.

Так сказал приветствовавший конференцию краснопутиловец. Это — лирика пятилетки автостроительства.

Проза конференции не обошлась без досадных опечаток. Первый день был по существу пропащим. Конференция выслушала несколько приветствий и разбрелась до следующего дня, не проработав и часу. Эта несомненная, организационная погрешность пустила по ветру много человеко-часов. Автодоровцы, приехавшие с мест, оторвавшиеся от работы, ругались и нежно кляли отечественную неразбериху.

По существу деловая часть ленинградской конференции открылась докладом тов. В. Осинского. В течение трех часов тов. Осинский развивал перед ленинградскими автодоровцами перспективы развития автомобилизма в нашей стране. Детальный анализ договора с Фордом держал аудиторию в напряженном внимании.

Ленинград. Проезд на площадь Урицкого к б. Зимнему дворцу. Фото Д. Бунимовича

Из доклада тов. Осинского вырисовалась картина роста советского автостроения. Завод, закладываемый в Нижнем-Новгороде будет по выпуску продукции вторым в Европе, наравне с заводом Ситроен (после английского фордовского завода возле Лондона).

За четыре года трансокеанские пароходы привезут на нашу землю различных автомобильных частей на сумму 60 млн. рублей. Однако, ввоз этих частей будет с каждым годом сокращаться, потому что, цехи нового завода будут выпускать самостоятельно советские части советского автомобиля.

Впрочем, нет надобности пересказывать все выгоды и характерные особенности договора с Фордом, изложенные тов. Осинским, — они и без того стали предметом широкого и ревностного обсуждения советской общественности.

Ближайшее усиленное развитие автомобильной индустрии в Советском Союзе порождает много неотложных забот.

Бензин — это овес автомобиля. Автомобилю нужно давать отборный, жирный, горючий корм.

Горючее — одна из проблем автомобилизации страны. Новые уральские вышки, верхне-чусовские городки на руку ширящейся автомобилизации. Но нужно отыскивать новые и новые источники нефти. Необходимо соорганизовать разведочные отряды геологов для изысканий нефтяных месторождений в Сибири, Казакстане, на Урале — везде где будут проходить автомобильные магистрали.

Нужны новые сорта высококачественной стали для автостроения.

Нужна резина. Надо расширить и улучшить производство автошин.

Особенно оживленную дискуссию вызвали соображения, высказанные тов. Осинским по поводу постройки автозавода в Ленинграде. Ленинградская автодоровская общественность и командные высоты областной промышленности настаивают на необходимости и целесообразности постройки в Ленинграде автозавода для выпуска грузовых автомобилей.

Проф. Гиттис, член президиума облсовнархоза инж. Цвибель, проф. Халкиопов, тов. Кондратьев в своих выступлениях доказывали, что Ленинград в пятилетнем плане автостроения совершенно незаслуженно обойден. Наличие в Ленинграде обширной и прочной металлургической базы с подсобными производствами — электротехническим, резиновым, кожевенным, аккумуляторным, дерево-обделочным, — настоятельно требуют включения Ленинграда в общий план автостроения и создания в Ленинграде автозавода.

В заключительном слове тов. Осинский заявил, что считает выпуск автомобилей ленинградской промышленностью возможным. Но необходимо установить какие-то реальные и нужные пропорции между строительством грузовиков и легковых автомобилей. Сплошной выпуск одних лишь грузовиков тов. Осинский считает нецелесообразным. Даже Америка выпускает в год всего лишь 20 тыс. грузовых автомобилей.

Эта мысль тов. Осинского вызвала возражения со стороны ряда ленинградцев, сославшихся на различие особенностей Америки и Советского Союза.

Также весьма горячо отстаивала конференция проект создания в первую очередь в Ленинграде сборной базы, поскольку доставка частей из Америки будет производиться морским путем.

В прениях по докладу и выступлениях делегатов выяснились два основных положения: во-первых, энтузиазм и заинтересованность в автомобилизации страны чрезвычайно велики среди рабочих и крестьян Ленинградской области, во-вторых, не менее велики отсталость и варварское состояние наших дорог и транспорта.

Один делегат рассказал анекдотический случай, когда крестьянин, везший в Ленинград молоко, привез вместо него масло. Оказалось, что бугры, кочки и обочины заставили молоко сбиться по дороге в чистейшее масло. "Это не дороги, а маслобойки" — закончил товарищ с периферии.

Выяснилось, что в Ленинградской области чрезвычайно мало деревенских ячеек Автодора. Стыдно сказать — на всю область... три коллектива. Плохо вовлечены в Автодор и ленинградские работницы. Даже на таком предприятии как "Красный Треугольник", где работают тысячи калошниц, в ячейке Автодора состоит всего несколько десятков женщин.

О дорожном строительстве говорил т. Анохин.

В Ленинградской области все автогужевые дороги можно разделить на две группы — дороги, находящиеся в чьем либо ведении, о которых заботятся, и дороги беспризорные, о которых никто не заботится.

Первый тип дорог, имеющих известный профиль, не так безнадежен, как второй. Крестьянские дороги, естественные полевые дороги, проложенные испокон веков телегой крестьянина — убийственны для автомобиля.

Необходимо произвести коренную реформу дорог пропорционально росту автостроения. Необходимо применять на дорогах особый бетонный легкий покров, который на много может продлить срок службы дороги. Надо усилить выпуск дорожных машин (Онежский завод в Петрозаводске). Не мешало бы организовать на "Красном Путиловце" выпуск автогрейдеров. Наконец, нужно раз'яснить крестьянам, что забота о хорошем состоянии дорог их личная, насущная потребность; ее удовлетворением они должны заняться при помощи государства.

Затем первая конференция Автодора Ленинградской области заслушала доклады правления областного отделения (тов. Лейтис), ревизионной комиссии (тов. Дашкевич) и Совета общества (тов. Соловей).

Вся работа конференции отчетливо показала, что мечты об автомобилизации Советского Союза постепенно превращаются в планы, планы — в практику. И сидя в актовом зале Смольного, слушая деловые выступления энтузиастов автодоровцев, казалось, что уже слышны гудки десятков тысяч автомобилей, несущихся по шоссейным магистралям рабоче-крестьянского государства.

Влад. Ерофеев