"За рулем", №1, апрель 1928 год, стр. 38-40

Выезд на мотоциклах в пробег "Вокруг Бельгии"

МОТОЦИКЛЕТНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Инж. А. СКЕРДЖИЕВ

Применение мотоцикла

МОТОЦИКЛ, как дешевый и удобный способ передвижения, не только не утратил своего значения в ряду других видов транспорта, но имеет впереди большую будущность как в смысле дальнейшего совершенствования конструкции, так и в смысле удешевления. Удешевление мотоцикла — несомненно основная проблема, так как в связи с весьма низкой стоимостью автомобиля в Америке (новый Форд 395—495 дол., Шевроле — 495—715 дол.) мотоциклу придется выдержать весьма острую борьбу с этим видом транспорта. Нужно отметить, что в этой борьбе мотоцикл имеет, по сравнению с автомобилем, целый ряд преимуществ.

1. Лучшая "проходимость" по всем видам дорог при условии достаточно сухой их корки (коляска дает возможность мотоциклу проходить и по мокрым дорогам).

2. Малый "мертвый вес" (вес самого мотоцикла в сравнении с полезной нагрузкой). Вес автомобиля, приходящийся на одного человека 200-350 кг, в мотоцикле 70—130 кг на человека.

3. Большая мощность, приходящаяся на единицу веса машины (2—6 л. с. на 100 кг автомобиля и 5—10 л. с. на 100 кг мотоцикла), благодаря чему мотоциклы развивают большие средние скорости и за более короткий промежуток времени дают при трогании с места максимальную скорость.

4. Большая выгодность эксплоатации. Мотоцикл на перевозку одного человека на расстояние в 100 км расходует от 2½ до 4 литров горючего, а автомобиль 3—5 литров.

Области применения мотоцикла значительно расширились.

Имеются мотоциклы пожарные, санитарные, скорой перевозки и доставки небольших грузов, почтовые, для целей туризма, полицейские, целый ряд специально-военных типов и, наконец, привившийся в последнее время и имеющий успех мотоциклет-такси.

Военный мотоцикл с пулеметной установкой

Огромное значение имеет мотоцикл так, же как фактор развития спорта. Заграничные фирмы учли спортивное значение мотоцикла и в своих моделях создали конструкцию, пригодную как для гонок, так и для обыкновенных целей. Это необходимо учесть нам при покупке или при их производстве, так как имеющиеся у нас мотоциклы удовлетворяют этим требованиям только частично.

Европейские мотоциклы по своим конструктивным и экономическим принципам совершенно не похожи на американские.

В Америке эксплоатационные расходы не играют большой роли, в Европе же экономичность эксплоатации является весьма существенным фактором. Поэтому Америка строила мотоциклы с моторами большого литража (с большим рабочим об'емом цилиндров) и небольшой степенью сжатия, дающие большой расход горючего, но обеспечивающие эластичность мотора, и, следовательно, удобства езды. Европейский же мотоцикл строится с моторами маленького литража, с большим сжатием, что дает экономию в расходе горючего, а небольшой вес — экономию в резине.

В последние годы обозначилась тенденция к постройке американскими фирмами мотоциклов европейского типа, предназначенных для экспорта в Европу.

Мотоциклетная промышленность может считать своей родиной Англию и Бельгию, в которых находятся самые старинные заводы, не утратившие по сей день своего значения. Новые молодые фирмы Италии и Германии шагнули, в смысле усовершенствования конструкций, тоже далеко вперед и на последних соревнованнях выступали уже довольно серьезными конкурентами англичанам и бельгийцам.

Остановимся более подробно на промышленности, типах и значении мотоцикла по отдельным странам.

Бельгия

Основное достоинство бельгийских мотоциклов — это оригинальность и самостоятельность их конструкции. Фирмам, строящим именно такие типы мотоциклов, принадлежат следующие заводы, выросшие большей частью из крупнейших оружейных предприятий: "F.N.", "Sarolea", "Gillet", продукция которых в среднем составляет 10—15 тысяч машин в год. На ряду с этими крупными фирмами, существует большое количество мелких, являющихся лишь сборочными заводами, собирающими отдельные английские и французские части. Наиболее интересными из них являются "Bovy", "Brondoit", "La Mondiale" и др.

Интересно отметить, что фирма "La Mondial" делает раму из штампованного железа, а фирма "Brondoit" в последнее время с успехом применяет сконструированный ею двухтактный мотор.

Последняя модель бельгийского мотоцикла фирмы "Жиллет"

Самой крупной и старинной фирмой Бельгии является "F.N.", применившая впервые на мотоциклах балонные покрышки и строившая в прежнее время 4 и 1-цилиндровые машины с карданной и цепной передачей. В настоящее время фирма остановилась на следующих двух моделях:

1) 350 см3 с одноцилиндровым четырехтактным мотором, с клапанами сбоку; со с'емной головкой по типу "Ricardo"; смазка циркуляционная под давлением. Сцепление металлическими дисками в масле.

Коробка трехскоростная, отлитая в одном блоке с мотором.

Передача цепью. Рама нормальная ординарная, закрытая. Вилка и руль снабжены амортизаторами. Тормоза имеются на передних и задних колесах. Шины 715 × 115, балон. Максимальная скорость до 90 км в час; расход горючего на 100 км — 5,5 литра.

2) 500 см3 имеет четырехтактный одноцилиндровый мотор 85 × 87 с верхними клапанами, рама более жесткая, двойная. В остальном конструкция сходна с первой моделью. Максимальная развиваемая скорость — 115 км в час. Расход горючего на 100 км до 4,5 литров.

Стоимость мотоциклов "F.N." от 5.500 до 8.400 бельгийских франков.

Санитарный мотоцикл

Следующий по своему значению в мотоциклетной промышленности можно считать фирму "Sarolea", выпускающую превосходные и весьма популярные среди бельгийских и французских гонщиков мотоциклы. Всего в настоящее время имеются 4 модели, из них две по 350 см3 две по 500 см3.

1) 350 см3 четырехтактный одноцилиндровый мотор 75 × 79, с клапанами сверху, головка с'емная, коробка отдельно от мотора, 3-скоростная, сцепление наружное сухими дисками, передача цепная, рама открытая, вилка с амортизаторами, тормоза на переднем и заднем колесе, шины 26 × 3. Максимально развиваемая скорость 105 км в час, расход горючего 3—3,5 литра на 100 км.

2) 350 см3, четырехтактный мотор с клапанами сбоку, в остальном конструкция та же, что и первая, скорость — 80 км в час.

Обе модели в 500 см3 имеют между собой те же различия, что и предыдущие. Рама и коробка конструктивно не отличаются от моделей меньшего литража. Шины 27 × 3,5. Максимальные скорости машин с верхними клапанами — 115 км в час, с клапанами сбоку 100—105. Расходы горючего 4—4,5 литр. на 100 км.

Цена 5.700—7.800 бельгийских франков.

Фирма "Gillet", которой мы заканчиваем наш обзор, является сравнительно молодой, но уже хорошо зарекомендовавшей себя своими экономичными и надежными машинами.

Во время войны фирма "Gillet" выпускала машину в 1.000 см3, мотор "Motosocoche", затем она перешла к постройке мелких двухтактных машин 300 см3. В настоящее время на заводах "Gillet" строятся две основные модели:

1) 350 см3, двухтактный мотор 79,5 × 70. Смазка происходит благодаря смеси горючего с ¹/10 масла и кроме — вспрыскиванием прямо в цилиндр. Коробка 2-скоростная, отлита заодно с картером мотора, сцепление наружное, сухими дисками; передача цепная, рама ординарная, закрытая; вилка имеет спиральные пружины, заключенные в цилиндр. Тормоза на переднем и заднем колесе, шины 26 × 34.

Максимальная скорость — 85 км.

Расход горючего 3—5,5 литров на 100 км.

Вторая 500 см3, четырехтактный мотор 84 × 90, с верхними клапанами, смазка циркуляционная под давлением, коробка 3-скоростная, шины 26 × 3,25, в остальных деталях машины сходны. Максимальная скорость 115 км в час, расход горючего 4—4,5 литр. на 100 км.

Цены колеблются от 4.600 до 7.800 бельгийских франков.

Следует отметить, что четырехтактную модель завод начал строить вследствие того, что экспорт двухтактных машин наладить не удалось.

В результате лабораторных работ, заводом была сконструирована гоночная машина в 350 см3, двухтактная, с компрессором.

Мотоцикл на службе у полиции.
В Берлине для нужд полиции выпущены особые мотоциклы. Они вмещают четырех вооруженных полицейских, кроме шофера. Мотоцикл снабжен очень сильными прожекторами и броней от пуль

Мотоциклетный спорт в Бельгии развит широко. В стране регулярно устраиваются гонки и пробеги, в которых участвуют также иностранцы. Гонки устраиваются километровые на скорость, а также по закрытым шоссе на большие расстояния. Пробеги происходят вокруг страны ("Tour de Belgique"), между отдельными городами, двадцати-четырех часовые и, наконец, в последнее время, входят в моду, по типу английских, гонки по полям (при отсутствии дорог).

Наибольшей популярностью в стране пользуются гонки километровые в Ostmate, около Антверпена, и гонки "Grand Pris de Belgique" близ города Спа на расстояния до 400 км.

У нас в СССР наибольшей популярностью пользуются машины фирмы "Gillet" из-за хороших конструктивных и эксплоатационных качеств, выявившихся во время пробегов, в частности во время Всесоюзного автомобильного и мотоциклетного пробега.

Состояние мотоциклетной промышленности в других странах мы осветим в следующих номерах.

Инж. А. Скерджиев


Hosted by uCoz