"За рулем", №2, май 1928 год, стр. 6-9

Партия американских танков на испытании

"МУЗЫКАЛЬНАЯ КОРОБКА"

Проф. А. ВЕРХОВСКИЙ

УДИВЛЕННЫЙ читатель прежде всего обратится с вопросом: — "Какое отношение имеет "музыкальная коробка" к применению автомобиля на войне"? Не спешите, дорогой читатель, все придет в свое время. Я прошу вас перенестись на 10 лет назад, на 8 августа 1918 года, на поле сражения под Амьеном. Германские войска оплелись проволокой со всех сторон, выкопали солидные окопы и глубокие убежища. На каждый километр фронта было поставлено примерно 10 орудий и 20 пулеметов, задача которых была — энергично защищать занятую немцами позицию и разбить англо-французскую атаку. Если подсчитать чудовищную силу, которую развивали эти боевые машины, то можно увидеть, примерно, следующее: по расчету профессора Военной Академии Владиславского, работа, проделываемая одним пулеметом Максима, обслуживаемым двумя бойцами, в минуту равна, примерно, 94 тонно-метрам, т.-е. два человека с пулеметом в руках по силе равны паровому молоту весом в 4 вагона, который бил с высоты 2 метров. Легкая пушка, давая 6 выстрелов в минуту, производит в минуту работу, равную 605 тонно-метрам. Эта работа, примерно равна работе парового крана, который поднял бы целый поезд в 40 вагонов и бросил его в неприятеля; помножьте это на число пулеметов и пушек, стоявших на позиции, и на время, в течение которого эта масса огневых средств вела свою работу по отражению атаки (скажем, 2 часа), — перед вами вырастет колоссальная цифра в 1 миллион тонно-метр. Этой работы, быть может, было бы достаточно для того, чтобы выкопать Волго-Донской канал... К сожалению, ее в течение 4 лет использовали только для того, чтобы бить по головам своих ближних.

Но использовали с успехом.

Долгое время эти титанические силы грома и молнии, которые давала в руки человека энергия порохового взрыва, разбивали всякую попытку атаки. Обе стороны сидели в окопах, не будучи в состоянии сдвинуться с места.

Но вот на поле сражения появилась "Музыкальная коробка". Этим именем был назван танк системы Уиннет, принадлежавший роте "В" 6-го батальона английского танкового корпуса. Эта бронированая машина развивала ход до 12 километров в час и была вооружена тремя пулеметами Гочкиса. Появление танков этого типа было громадным шагом вперед по сравнению с танками 5 марки, или танками Рено, ход которых не превышал 7—8 километров, что делало всю танковую атаку чрезвычайно медленной. "Музыкальная коробка" соединяла в себе прочность бронирования, обеспечивающую силу и быстроту маневра, превышавшую скорость маневра кавалерии. Удары молнии, пуль и осколков разбивались о мощную броню танка. А громы не были слышны вожатому танку. Мелодия "Музыкальной коробки" заглушала их. Проволока, окопы, пулеметы и пушки — все стало нестрашно. Все это сделалось возможным благодаря тому, что двигатель внутреннего сгорания, применявшийся ранее только на автомобиле, был использован для военных целей. Он дал возможность человеку вынести и передвигать вместе с собой броню и не бояться того дождя пуль, который делал совершенно невозможным продвижение незащищенных людей по местности1). В 4 часа 20 минут "Музыкальная коробка" с массою однотипных танков покинула исходный пункт и пошла прямо на восток на позиции немцев. Солнце еще не поднялось, густой предрассветный туман заволакивал местность, усиливаемый искусственным дымовым облаком. "Музыкальная коробка" легко преодолела проволочное заграждение противника, прорвалась через линию пулеметов; предоставив старым калошам, танкам 5-й марки, разделываться с неприятельской пехотой, она бросилась прямо на батареи противника, располагавшиеся в 2 километрах позади передней линии пехоты. Батарея выпустила 8 залпов, но благодаря быстроте, с которой двигался танк, батарея не сумела попасть в него. Он быстро обошел орудия и атаковал их с тыла. Артиллеристы в числе 50 человек пытались бежать. Пулеметы "Музыкальной коробки" открыли огонь и покончили с ними. Танк, преследуя их, ворвался в тыл неприятеля, разогнал резервы и внес панику среди обозов и парков. Главная германская квартира сообщала после этой атаки сделавшейся "черным днем" военной истории Германии, что большое количество быстроходных танков прорвалось в тыл, атаковало артиллерийские позиции и дивизионные штабы. Целые дивизионные участки рухнули под звуки мелодии, разыгранной "Музыкальной коробкой", которая сняла со счета, обратила на время в ничто всю грозную силу оборонительных сооружений, артиллерии и пулеметов. Открывались новые страницы в истории военного искусства.

Перенесемся теперь с французского фронта на фронт советско-польской войны. 12-я армия в сентябре 1920 года вела бой под Ковелем. Как вдруг в штабе армии было получено извещение о том, что вдоль Ковельского шоссе прорвалась колонна боевых автомобилей; навстречу им были высланы 2 батареи: одна легкая, другая — тяжелая. Легкая батарея на-рысях двинулась навстречу противнику, но броневые машины атаковали ее раньше, чем она сумела сняться с передков. Тяжелая батарея успела развернуться, но броневики так быстро влетели на самую позицию между орудиями, что после нескольких безрезультатных выстрелов прислуга была вынуждена бежать и Ковельское шоссе было открыто для противника.

Поляки бросили по Ковельскому шоссе 6 броневых автомобилей, а за ними шло 40 грузовиков, на которых ехала пехота с пулеметами, везя на прицепе легкие пушки. Эта колонна ворвалась в Ковель, где был расположен армейский штаб, и вынудила его прекратить управление войсками. Этапные и комендантские команды были не в силах противодействовать новому способу нападения, который сделался возможным благодаря использованию автомобиля. 12-я же армия, оставшись без управления, вынуждена была под натиском противника отходить на восток. Автомобиль открывал новый этап широко-маневренной войны.

Парад танков на Красной площади в Москве в день 1 мая

Не раз приходилось задавать вопрос — каким образом англичане могли в 1920 году оказать такое сильное влияние на ход нашей гражданской войны в Туркестане, в Закавказье и даже Уральской области, участвуя в этой борьбе не только посылкой инструкторов, но посылкой оружия, огнестрельных припасов, обмундирования и продовольствия. Недавние исследования показали, что на протяжении 1.000 километров от Персидского залива до границы Закавказья и Туркестана, до берегов Каспия ими были разработаны колонные пути, по которым легкие фордовские грузовики провозили людей и боевые грузы, обеспечивавшие Англии возможность вмешиваться в нашу гражданскую войну в 1.000 километров от морского побережья. Автомобиль давал возможность перевозить грузы на громадные расстояния.

Опыт мировой и гражданской войны был широко учтен командованием всех стран, которые в своих планах могут опираться на автомобильную промышленность. Англия свою ставку сейчас поставила на создание новой моторизованной армии, которая позволила бы ей разрешить задачи, которые она не смогла разрешить в борьбе с нами в 1919 году, когда броневая и автомобильная техника совершала еще свои первые шаги. Сейчас "Музыкальная коробка" 1918 года с ее ходом в 12 километров и 5 пулеметами заменена легким Виккерсовским танком, вооруженным пушкой и 5 пулеметами со скоростью хода 25, а по хорошей местности 40 километров. Грузовики Ковельского налета, которые могли ходить только по шоссе, заменены шестиколесными автомобилями, способными перевозить пехоту не только по дорогам, но и без дорог. Целые дивизии Франция сажает теперь на автомобиль для маневров. Перевозка грузов возможна теперь по такой же местности, как это было сделано Англией при организации автомобильного сообщения от Персидского залива до берегов Каспия. Даже наша бедная старая армия имела до 30 тысяч грузовиков. Наш наиболее активный и наиболее непримиримый враг, буржуазная Англия, используя автомобиль и военные машины с двигателем внутреннего сгорания, собирается вести войну на новых началах. Он думает, что его моторизованная и бронированная армия встретит у нас только старомодные армии из пехоты и конницы, и тогда они будут "наносить удары, их не получая". — Лозунг под которым они строят свои моторизованные бригады.

При современнном состоянии промышленности основания для такой надежды имеются. Действительно, старая Россия, кроме разоренного мировой и гражданской войной хозяйства, оставила в наследство Республике Советов паровых, электрических и водяных двигателей в общей сумме всего на 12 миллионов лошадиных сил. По расчету профессора Рамзина, одна лошадиная сила равняется 10 человекам — по количеству мускульной энергии, которую они могли бы развить, если бы стали на место механической лошади парового двигателя. Но паровая машина работает без смены круглые сутки. Следовательно, рабочих нужно иметь 2 смены, т.-е. 20 человек. Далее если признать, что из каждых двух человек населения только один является фактическим работником, то можно принять, что одна механическая лошадь в паровом двигателе выполняет ту же работу, какую выполняет население в 40 человек. 12 же миллионов сил на фабриках выполняют работу равную 480 миллионам миллиинного населения. Эта цифра кажется большой, но она бледнеет перед 125 миллионами лошадиных сил Америки. Но что еще более важно, рядом с паровыми машинами мы имеем всего 20 тысяч автомобилей с примерной силой 500 тысяч лошадиных сил. При таком соотношении паровых и автомобильных двигателей естественно, что у нас двигатель внутреннего сгорания в автомобиле и тракторе не играет пока еще крупной роли. Между тем в Америке на 125 миллионов лошадиных сил в двигателях паровых, электрических и водяных имеется примерно 500 миллионов лошадиных сил в автомобилях и тракторах разного рода. Если разделить это количество энергии на число жителей в Америке, то окажется, что на каждого американца работает 60 механических рабов, из них — 40 в двигателях внутреннего сгорания.

Ясно, что такое соотношение пара и бензина создает новую эпоху в области всей человеческой культуры и естественно — новую эпоху в военном искусстве; англичане правы, когда они свою ставку перенесли на танк и автомобиль.

Многие этому еще не верят, но такая уж судьба каждого нового крупного изобретения. Наполеон, посмотрев на первый пароход, сказал, что это изобретение не может иметь будущего. Американцы пришли на войну в 1918 году не имея не только организованной химической службы, но даже без противогазовых масок. Они не верили в серьезное значение химической войны, несмотря на то, что с весны 1915 года целый ряд серьезных поражений был нанесен той и другой стороне могучими химическими нападениями противника. Сами немцы долгое время не верили в значение танков и не строили их. Наконец, "Музыкальная коробка" заставила их прислушаться к новой музыке боя. Генерал фон-Врисберн от имени военного министра сделал в рейхстаге заявление, что: "Атака 8 августа удалась англичанам потому, что они применили массу танков и что они внезапно обрушились на германские линии под покровом тумана". 23 октября такое же заявление было сделано германским военным министром генералом Шейхом. Суровая практика войны заставила маловеров признать значение нового боевого средства.

Не будем думать, однако, что силы его безграничны. Всадник Червоной дивизии под Перекопом, пехотинцы на Каховке, под Питером — пушкой, связкой ручных гранат, фугасами и ловушками сумели справиться с танками белых. Но чего это стоило! Во сколько раз легче было бы против танка бороться танком, против автомобиля — автомобилем.

Нужно, однако, сразу сказать, что могучие танковые части и автомобильный транспорт на войне могут появиться только тогда, когда армия опирается на хорошо развитую автомобильную промышленность; но одной промышленности мало. Представьте себе, читатель, что вы сделались счастливым обладателем небольшого автомобиля или хотя бы мотоциклетки и хотите на ней предпринять путешествие по нашей советской стране сейчас, когда моторизация еще не приобрела сколько-нибудь крупных размеров. Какого труда вам доставит обеспечение вашего мотоциклета бензином, если ваши запасы иссякнут не то что в деревне, а даже в небольшом уездном городке. Вам придется тащить машину на себе. Но это еще ничего, а если у вас случится какая-нибудь небольшая поломка? Вам придется тогда нанимать подводу и везти свой мотоцикл до ближайшей мастерской, а таковая едва ли найдется ближе, чем в губернском городе. Моторизация далеко еще не значит, что мы заведем автомобильный, тракторный завод. Нужно развить технические знания в широких массах населения, нужно распространить склады бензина и ремонтные мастерские по всей безбрежной сети наших городов и весей. Только тогда и армия получит нужный ей кадр шоферов н техников, которые не поломают дорогие машины, данные им в руки по мобилизации.

Работа грузовиков "Амо" в составе N армии в СреднеАзиатских степях в период гражданской войны

Сейчас даже не верится, что у нас это возможно! Однако, вспомним, что так же говорили в Америке 20 лет тому назад. Несколько капиталистов, с Фордом во главе, сумели, движимые погоней за прибылью и личным обогащением, развернуть автомобильную промышленность, которая начинает переворачивать целые отрасли жизни в Америке и которая обеспечивает новые формы ведения войны. Если это могли сделать в Америке, то нет никаких оснований сомневаться в возможности добиться и у нас того же, с той только разницей, что этого будет добиваться наша советская промышленность, руководимая волей трудящихся и для их пользы.

Нам скажут, что в Америке дороги лучше, чем у нас, это — верно только для восточной ее части; но война не может рассчитывать на хорошие дороги. Авиация, как коршун, вьется над шоссейными путями и не позволяет ими пользоваться беспрепятственно. Поэтому военная машина, — а такими можно считать мотоцикл, легкий фордовский автомобиль и шестиколесный грузовик, — построена с расчетом, чтобы ходить по всякой дороге.

Опыты, которые были сделаны над этими машинами, показали возможность использования их в очень трудных условиях похода.

Для нас ясно, что автомобиль и трактор производят полный переворот на наших глазах в способах ведения войны, давая новые и большие преимущества тем, кто владеет боевыми и транспортными машинами. Дело обороны настойчиво требует создания у нас автомобильной и тракторной промышленности, которая в мирное время поведет к развитию технической культуры и разовьет пользование автомобилем и трактором в широких слоях трудящегося населения СССР.

Необходимо, чтобы каждый из нас имел возможность по хорошей дороге ехать на автомобиле. Тогда и армия получит возможность развить: 1) боевые машины, 2) широкий маневр на колесах, 3) транспортировку военных грузов.

Проф. А. Верховский


1) Танк боится лишь прямого попадания гранаты, связи ручных гранат, попадавших под гусеницу, фугасов и ловушек. Система этих мероприятий дает возможность искусному обороняющемуся отразить атаку танков. Но перевес атаки над обороной все же остается.


Hosted by uCoz