"За рулем", №2, май 1928 год, стр. 14

НАМ НУЖЕН СБОРОЧНЫЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ЗАВОД

Инж. МАЙОРОВ

Помещая статью инж. Майорова, редакция открывает широкую дискуссию по интересному вопросу о необходимости производства отдельных частей автомобиля на существующих в СССР заводах, производя на автомобильном заводе лишь сборку изготовленных частей. Редакция приглашает инженеров, хозяйственников и др. тт высказаться по этому вопросу.

ВОПРОС автомобилизации СССР в последнее время направлен по очень узкому руслу. Уже решен вопрос о постройке нового завода и ассигновании на это дело десятков миллионов рублей. Проектируемое предприятие должно охватить весь ряд производственных процессов и дать потребителю вполне готовую продукцию. Строя такие комбинаты, капиталистические предприниматели на Западе и в Америке хотят застраховать себя от случайностей рынка, устранить свою зависимость от других об'единений и освободить себя от необходимости получать от них полуфабрикаты, являющиеся частью их собственной продукции.

Но так ли должно быть у нас, где государство является хозяином всего производства? Нужно ли вообще строить колоссальный завод с производственной программой в десятки тысяч автомобилей в год? Нет ли другого подхода к этому важнейшему для страны вопросу? Нам кажется, что в советских условиях путь к разрешению вопроса лежит не через комбинирование всех процессов на одном предприятии, а через дифференцирование их на разных государственных заводах. Для этой цели все производство разбивается на отдельные циклы работ (разбивка может быть произведена или по спецификации аггрегатов, т.-е. мотора, коробки скоростей, заднего моста, рамы с рессорами, кузова, арматуры и зажигания, или по материалу: сталь, чугун, алюминий, медь и т. д.). Выбор способа разбивки — требует, конечно, тщательной проработки. Этот путь, думается нам, — неизбежный и единственно возможный для нашей промышленности, у которой совершенно нет опыта автостроения, но есть опыт по отдельным аггрегатным работам.

Такие заводы, как Путиловский, с трудом наладивший производство тракторов "Фордзонов", Харьковский — "В.Д.", Обуховский — тракторов "Хольт", и целый ряд других крупных заводов, полного автомобиля не построят, но отдельные его части — коленчатые валы, например, изготовят много лучше, чем это сделает новый автомобильный завод, потому что в деле стальных поковок они имеют опыт многих десятков лет. То же самое относится и ко всем остальным частям: заготовка сложных и ответственных частей должна быть организована на целом ряде уже существующих заводов, а затем части должны поступать к месту сборки всего автомобиля. Все наше производство автомобилей должно быть организовано по принципу заготовки частей и сборки всей машины в одном месте, в соответствующем помещении с определенной пропускной способностью. На таком принципе работает почти вся американская промышленность. До 85% американских автомобильных фирм не строят у себя двигателей, а заказывают их другим специальным заводам.

Немедленно возникает другой вопрос — справится ли наша промышленность с массовыми заказами таких отдельных частей? Вопрос о децентрализации автостроения уже поднимался в период жесточайшей нужды в автотранспорте во время гражданской войны. Тогда промышленность, после сильнейшего напряжения во время мировой войны, была совершенно неспособна на какое-либо производство в области точного строительства из-за чрезмерной изношенности оборудования.

Но теперь дело обстоит иначе.

За последнее пятилетие наша промышленность значительно обновила свое оборудование. Отдельные отрасли промышленности пополнили свое оборудование станками, отвечающими всем требованиям современной техники, и нужно полагать, что они безусловно справятся с поставленной задачей.

Разница между нашей инвалидной промышленностью 1919/20 гг. и "омоложенной" современной — огромная. Правда, и сейчас найдутся уязвимые пункты в производственном оборудовании, но устранить эти недочеты не так трудно и дорого, как строить новый автомобильный завод.

В условиях социалистического хозяйства нам не нужен специальный автомобильный завод универсального типа. Нам нужны сборочные мастерские и только. Их и следует расширять в случае увеличения выпуска, диференцируя и увеличивая производство отдельных деталей. Такая разбивка производства устраняет угрозу недостатка специалистов высокой квалификации, так как специалисты отдельных заводов отвечают за качество выпускаемых ими частей.

Тут же нужно оговориться, что успех будет зависить от выбора самой модели, если мы будем проектировать и делать все сами, не имея в этом никакого опыта, — никакая диференциация не поможет. Лучше всего давать на отдельные заводы определенное задание с точной спецификацией. Нам необходимо получить вполне готовую модель с самой точной спецификацией материалов и допусками. Тогда мы быстро приобретем необходимые навыки для дальнейших усовершенствований и положим серьезное начало автостроению.

Инж. Майоров


Hosted by uCoz