ЗА РУЛЕМ, №2, 1928 год. КАК УЛУЧШИТЬ ДОРОГУ в ДЕРЕВНЕ

"За рулем", №2, май 1928 год, стр. 28-32

Придание дороге выпуклого профиля посредством "струга" с тракторной тягой.

КАК УЛУЧШИТЬ ДОРОГУ в ДЕРЕВНЕ

Инж. К. КУПРЕЯНОВ

ДЕЛО улучшения грунтовой дороги далеко непростое: оно зависит от характера грунта, от близости грунтовых вод, от климата (продолжительная суровая зима, сухость или влажность района), от расположения дороги, наконец, также от наличия тех или других местных материалов, от величины проезда по дороге, от экономических возможностей и других условий.

Поэтому не существует какого-либо единого типа улучшенной грунтовой дороги, а выбор типа зависит исключительно от местных условий. Общая цель, которую нужно достигнуть, это — придать поверхности дороги такое крепкое и устойчивое состояние, которое могло бы выдерживать как действие проезда, так и действие мороза, жары, воды, воздуха, ветра и т. д.

Чтобы разобраться во всем этом и принять практичное и недорогое для исполнения решение, необходимо прежде всего обратиться к помощи дорожного техника, и ни в коем случае не приниматься за работу улучшения дороги самостоятельно, чтобы не истратить напрасно времени и денег.

Как бы особняком от дела улучшения дороги (но в действительности — в тесной с ним связи) стоит исправление искусственных сооружений этой дороги, т.-е. мостов, труб, лотков под полотном дороги, служащих для перепуска воды с одной стороны дороги на другую. В этом отношении следует иметь в виду не только приведение в порядок существующих сооружений, но и устройство их там, где они отсутствуют, например, при пересечении ручьев, канав и проч.

Каток для уплотнения дороги

Первая мера для улучшения полотна дороги — это оканавливание ее, т.-е. устройство по обеим сторонам дорог канав для отвода воды в близлежащий овраг или какой-нибудь другой водоем, с приданием канавам надлежащего уклона в сторону выпуска.

Вторая мера состоит в придании полотну дороги, между канавами, поперечных скатов для отвода воды с полотна к канавам, при чем для придания дороге выпуклости употребляется грунт, вынутый из канав. Эти две меры являются простейшими и главнейшими при устройстве грунтовой дороги и при постоянном поддержании дороги в порядке, они обеспечат (при наличии хорошего, в дорожном отношении, грунта) более или менее хороший проезд.

"Струг" для обработки грунтовой дороги

Перечисленные работы, т.-е. устройство канав и выпуклости полотна, производятся вручную или, лучше, простейшими сельскохозяйственными машинами (плуг, борона) и специальными дорожными машинами: канавокапателем, утюгом, стругом и другими, заимствованными нами из американской практики самого последнего времени и изготовляемыми в г. Петрозаводске на специальном заводе под руководством Научно-исследовательского дорожного бюро1).

Работа этих машин, приводимых в движение вдоль будущей дороги конной или тракторной тягой, заключается в автоматическом рытье канав и смещении вынутой из канав земли по направлению к центральной оси дороги, с образованием выпуклости и с последующим уплотнением дороги; эта работа называется машинной профилировкой.

"Утюг" для выглаживания дороги

Если грунты, пересекаемые дорогой, плохие, податливые (глина, сыпучий песок, чернозем и т. п.), то одной машинной обработки дороги недостаточно, и в таких случаях необходимо прибегнуть к искусственному укреплению грунта полотна дороги одним из имеющихся многочисленных приемов, выбираемых в зависимости от местных условий. Главнейшие приемы улучшения полотна грунтовой дороги состоят в введении "добавок". Эти приемы таковы: 1) пескование глинистой дороги, 2) глинование песчаной дороги, 3) известкование глинистых и пылеватых дорог, 4) обжиг глинистых дорог, 5) устройство шлако-глинистой дороги, 6) промасливание песчаных дорог, 7) улучшение глинистой дороги добавкой соломы, 8) улучшение дорог добавкой сена, 9) устройство бревенчатых и досчатых дорог, 10) улучшение дороги гравием, ракушкой и пр.

Обычный вид нашей грунтовой дороги

Охарактеризуем вкратце названные приемы. Они не исчерпывают всех возможных приемов и имеют целью указать лишь общие пути улучшения дорог.

Пескование глинистой дороги

Наблюдениями над службой участков неулучшенной грунтовой дороги, но находящихся в хорошем состоянии (с маленькими колеями или совсем без колеи), и лабораторными анализами грунтов с этих участков удалось установить, что устойчивые грунты представляют смеси песка, пыли и глины в более или менее постоянных пропорциях в (среднем 65% песка, 25% пыли и 10% глины). На этом наблюдении основано введение в глинистую дорогу такого количества песка из близлежещего карьера, чтобы пропорция составных частей получившейся смеси была бы близка к вышеуказанной.

Вид улучшенного грунтового тракта

Глинование песчаной дороги

Если имеется песчаная дорога, то она так же неудобна для движения, как и глинистая, с той лишь разницей, что глинистая дорога неудобна в сырую погоду, а песчаная — в сухую. Имея по близости залежи глины, можно воспользоваться тем же приемом внесения добавки — на этот раз в виде глины — к песчаному грунту дороги, и из двух плохих в отдельности грунтов может таким образом составиться третий — хороший в дорожном отношении.

Известкование глинистой или пылеватой дороги

Гашеная известь в количестве 3%—9% по об'ему примешивается к грунту полотна дороги на глубину до 15 см путем вспашки и боронования дороги. Для лучшего смешивания дорогу рекомендуется известковать, когда она совершено суха. После перемешивания дорога выглаживается утюгом и открывается для движения, которое ее окончательно уплотняет. Этот прием полезен для тяжелых глин и пылеватых грунтов. Эти грунты делаются менее вязкими и пластичными и приобретают крупичатую структуру — условия, которые в сырое время благоприятно отражаются на способности грунтовой дороги выдерживать то небольшое движение, которое обычно на ней бывает.

Обжиг глинистой дороги

Глина, чрезвычайно затрудняющая движение по ней во время сырой погоды вследствие ее способности к грязеобразованию, — резко и выгодно, в дорожном отношении, меняет свои вредные свойства под влиянием обжига до температуры приблизительно 750° по Ц. Обжиг производится на месте дровами или другим дешевым топливом. При этом глина опесчанивается, т.-е. частицы ее как бы спекаются, а клеющая часть глины, так называемая "коллоидальная" часть, от которой зависит активность глины к связи с водой, — в значительной мере разрушается. Обжиг производится, как сказано, на месте в особых напольных печах или специальных, но простых устройствах. Обожженная глина рассыпается в земляном ящике и укатывается, образуя искусственный слой, отличающийся быстрой просыхаемостью, лишенный липкости и остальных вредных свойств глины.

Рассыпание песка на глинистой дороге

Устройство шлако-глинистой дороги

В тех местах, где имеется шлак, полученный от обыкновенного каменного угля (железные дороги, заводы и пр.), этот материал с успехом может применяться для улучшения глинистой дороги; это производится след. образом: вдоль дороги, на желаемую ширину устраивается земляной ящик глубиной в 25—55 см с выброской глины на обочины, а затем в этот ящик всыпается слой шлака толщиною 10—20 см, а сверху — слой глины с обочин, толщиной 8—16 см, и оба слоя тщательно вспахиваются до дна ящика, затем боронятся и укатываются катком. Применение только одного шлака, без смешивания с глиной, хороших результатов не дает.

Промасливание песчаных дорог

Применение дорожных масел для улучшения грунтовых дорог делается двумя способами: поверхностной поливкой и поверхностным смешением. Для первого требуется подготовка достаточно плотного полотна с предварительной очисткой его от пыли, второй осуществляется при помощи перемешивания масла с песчаным материалом верхнего слоя дороги. Первый служит, главным образом, для обеспыливания, второй — для создания плотной верхней корки и может служить переходом к улучшенным типам дорог.

Партия дорожных машин

В качестве дорожных масел применяются нефтяные остатки или каменноугольные смолы.

Улучшение дороги добавкой солоны и сена

Глинистые дороги могут улучшаться посредством рассыпки на полотно, предварительно вспаханное, слоя мелко-резанной соломы толщиной 15 см с последующим смешением соломы с глиной при помощи дисковой бороны. Затем производится укатка катком. В конечном результате получается плотная кора; это — временное улучшение.

Глинистые дороги улучшаются также добавкой сена, препятствующего образованию грязи в сырое время. Это временное улучшение такого же характера, как и улучшение фашинами, хворостом, применяемое в лесистых местах. Однако улучшение песчаной дороги сеном многими инженерами считается имеющим более постоянный характер. Сено, рассыпанное поверх полотна, смешивается с песком в одну общую массу, а в дальнейшем разлагается, и образуется песчаная кора, сцепленная некоторым органическим связующим веществом. Посадка кустов и деревьев вдоль песчаной дороги способствует сохранению в ней влаги, а потому и большой связности песчаной массы.

Устройство бревенчатых дорог

В лесистых местностях применяются для перехода через сырые места накат и жерди небольшой длины, укладываемые поперек дороги. Также применяется и досчатый настил, укладываемый поперек дороги и пришиваемый к двум переводам, укладываемым параллельно вдоль дороги.

Улучшение дороги гравием, жерствой, ракушкой и пр.

При наличии этих материалов на месте они с большим успехом могут применяться для покрытия дороги, создавая надежное и солидное улучшение дороги и представляя как бы переходную ступень к каменным одеждам постоянного типа дорог губернского и государственного значения.

Инж. К. Купреянов


1) Впрочем, необходимейшие из этих машин, очень простые по конструкции, могут быть изготовлены легко и на месте.