"За рулем", №3, июнь 1928 год, стр. 9-12

Завод АМО. Сборочный цех. Скелет советского автомобиля обрастает мясом частей и аггрегатов.

КАК СТРОИТСЯ СОВЕТСКИЙ АВТОМОБИЛЬ

В. ЧАГА. Фото. С. Фридлянда.

ЗА ПОСЛЕДНИЕ три года, начиная от улиц Москвы и кончая далекими окраинами Союза, можно увидеть быстро и весело бегущие полуторатонные грузовики с маркой на радиаторе: "АМО". Это и есть советские автомобили, построенные из советских материалов первым государственным автозаводом АМО.

Победа на Всесоюзном пробеге на проходимость 1925 года машин завода АМО, шедших вне конкурса и пришедших к финишу первыми, а также проверка машин эксплоатацией свидетельствует, что, несмотря на отсутствие опыта в автостроении, завод добился больших достижений.

Как же строится советский автомобиль?

Более полуторы тысячи разнообразнейших деталей, из которых одни отливаются, другие куются, третьи штампуются и все вместе потом обрабатываются на самых различных станках, — уже одно это — яркий признак сложности автомобильного производства.

Обработка этих деталей должна быть произведена с максимальной точностью, отвечающей последним требованиям машиностроения. Материалы, необходимые для автомобиля, очень многочисленны: алюминий, бронза, чугун, сталь, железо, латунь, фибра, резина, кожа и другие. Ответственные детали, несущие большую нагрузку, делаются из высокосортных сталей. Менее ответственные — из поделочной стали, латуни и железа. Чугун, алюминий и частично бронза идут на детали, форма которых может быть получена путем отливки. К ним относятся: блок цилиндров, картера, корпуса насосов и фильтров и т. д. Несложные детали изготовляются сразу в механическом цехе из штангового материала. Для всех остальных деталей материал требует предварительно горячей обработки и в виде отлитых, откованных или отштампованных полуфабрикатов поступает в холодную обработку.

Оборудование АМО позволяет производить все виды горячей и холодной обработки. В громадном дворе — от корпуса к корпусу, из материального склада в горячие цеха и обратно электрические тележки развозят материал или полуфабрикаты.

По специальному воздушному пути из литейной выползает подвесной кран; тонкий тросс с крюком, выпускаемый лебедкой, подхватывает металлический лом, предназначенный для загрузки электропечи или вагранки, и кран вновь исчезает в черной дыре литейной.

По узкоколейным путям рабочие подвозят стальные стаканы снарядов, которые, отслужив свою службу в качестве орудия разрушения, лежат в штабелях вдоль железнодорожного пути в ожидании своего превращения в орудие культуры — в автомобиль.

Очень эффектная картина в литейном цехе во время литья.

Огненная струя расплавленного металла наполняет ковш; закопченные люди, обливаясь потом, суетятся вокруг печи и ковша. Подвесной кран быстро переносит ковш от опоки к опоке, снабжая каждую порцией жидкого металла.

Оборудование литейной позволяет производить стальное, чугунное и цветное литье. Здесь, как и в штамповальном цехе, изготовляются сложные детали мотора и шасси.

...По специальному воздушному пути из литейной выползает подвесной кран...

Конструкция автодеталей сочетает в себе ряд противоречивых требований.

Деталь должна обладать минимальным весом и достаточным запасом прочности. Эти два требования конструктору необходимо примирить путем отыскания наивыгоднейшей формы. На помощь ему приходит штамповка и литье — никаким другим путем не получить причудливых форм блока цилиндров, картеров, кронштейнов, рычагов и многих других деталей. Несложный сам по себе процесс литья требует предварительно довольно сложного изготовления модели и формовки в специальной земле — углублений для деталей.

От опытности модельщика, от аккуратности формовщика и от умения литейного мастера, нужных химических свойств и механических качеств материала зависит успех литья, а следовательно, и количество брака.

Литейный цех обслуживается химической лабораторией. Быстрый и точный анализ каждой плавки позволяет литейщикам действовать сознательно, а не в-слепую.

Отлитая деталь очищается от земли, на ней обрубаются прибыли (излишний материал) и она поступает в склад литья, откуда уже идет в механическую обработку.

Значительно проще обстоит дело в других горячих цехах — в кузнице и штамповальной.

В кузнице стодвадцатипудовые бабы пневматических молотов словно бабочки над цветком, порхают над раскаленным металлом. Едва заметное движение рычагом стоящего позади человека, и вдруг баба с силою своих 2 тонн бешено обрушивается на болванку.

Всевозможные угольники, петли, лепешки для шестерен, заготовки и черные болты — все это производится здесь.

В штамповальном цехе металл, нагретый и зажатый между пунсоном и матрицей, под громадным давлением заполняет углубления, изгибается, расплющивается и выжимает из себя излишки каймой заусениц вокруг своего изделия.

Штамповка является одним из наиболее выгоднейших способов производства.

От небольшой серии рессор, до громадного ланжерона или передней оси изделия, словно близнецы, выходят из-под штампа, не нуждаясь в квалифицированных рабочих для своего изготовления. Трудность заключалась только один раз в изготовлении штампа (любопытно отметить, что Форд в последнее время с успехом применяет штамповку в комбинации со сваркой, что дает еще больший производственный и экономический эффект).

Три года назад завод изготовлял детали дорогим полукустарным способом и сложной механической обработкой, теперь, благодаря заготовленным штампам, все легко и быстро штампуется.

Механический цех АМО. Благодаря кондуктору или приспособлению все детали обрабатываются совершенно одинаково без предварительной разметки.

Одним из примеров служит коленчатый вал: вместо долгого и сложного выпиливания из целого куска, его стали изготовлять путем штамповки — это дало экономию только на материале в 50%.

Из горячих цехов все детали стекаются в механический цех, где производится холодная обработка. Здесь детали распределяются по всевозможным станкам, на которых грубая и черная поверхность отливки или поковки обдирается, обтачивается, фрезеруется и шлифуется.

На сверлильных станках просверливаются всевозможные отверстия. Специальные зуборезные станки нарезают цилиндрические и конические зубчатки.

Тут же станки-автоматы, втягивая в себя металлические пруты, через определенное количество минут регулярно выплевывают готовые мелкие детали.

Широкое применение кондукторов и приспособлений, уточняющих, ускоряющих и удешевляющих обработку, позволило заводу поднять свою производительность и добиться взаимозаменяемости деталей.

Завод АМО. Цех автоматов. Втягивая в себя металлические пруты, они через определенное количество минут регулярно выплевывают готовые детали

В длинных коридорах между шеренгами станков — кучи и штабеля автомобильных деталей; иные ждут очередной операции, иные уже готовы и должны поступить в контрольный отдел на приемку.

Штат контролеров занят проверкой точности. Благодаря контрольным калибрам для отверстий, скобам для валов и другим специальным приспособлениям, эта ответственная работа сведена до крайне простых приемов, страхующих от ошибок.

Только после тщательной проверки деталь поступает в сборку.

Все детали, несущие в автомобиле большую нагрузку, подвергаются термической обработке для повышения механических качеств материала детали и увеличения сопротивляемости износу ее рабочих поверхностей.

Сборка машин, это — проверка производства. В ней сразу сказываются все, даже мельчайшие недостатки обработки — уносы отверстий, овальность вала или отверстия, тугая посадка, большой зазор и масса других дефектов, — все это тормозит сборку и в дальнейшем отзывается на срабатываемости частей.

Сборочный цех контролируется испытательным отделом. На специально оборудованной станции испытываются моторы, работающие определенное число часов при разных режимах.

Испытываются также коробки скоростей и диференциалы.

После этого испытания мотор устанавливается на шасси — и готовый автомобиль испытывается пробегом. Затем осмотр выявляет дефекты машины в работе.

Проверенный, осмотренный автомобиль идет в продажу и увечичивает количество советских машин в стране. Недавно завод АМО выпустил за 3 года свою 1000-ную машину. С 1929—30 г. он намерен значительно увеличить выпуск.

В. Чага


Hosted by uCoz