"За рулем", №3, июнь 1928 год, стр. 14

АВТОМОБИЛИ на САНИТАРНОЙ СЛУЖБЕ

Н. СЕМАШКО
Народный Комиссар Здравоохранения

В НАШЕЙ необ'ятной стране вопрос о путях сообщения и транспорте — важнейший вопрос хозяйственного и культурного строительства. Особые климатические и почвенные условия сделали у нас разрешение этого вопроса особенно трудным. Опыт автомобильных пробегов показал, что не все заграничные марки пригодны в наших условиях.

Народный комиссариат здравоохранения следит за работой Автодора с напряженным вниманием. При наших необ'ятных пространствах очень важно иметь скорый и удобный способ перевозки больных и медперсонала.

В настоящее время органы здравоохранения располагают автомобилями почти исключительно для скорой помощи и то только в крупных городах. Количество автомобилей и здесь далеко не обеспечивает нужд населения. Необеспеченность эта в большинстве зависит не от недостатка средств, а от невозможности достать на рынке необходимые машины. Наши автомобильные заводы пока выпускают только грузовые машины, шасси которых мало пригодны для установки санитарных кузовов1). Смягчить толчки путем установки дополнительных приспособлений под носилки не удается.

Женщина-врач, работающая в деревне, раз'езжает по участку для подачи медицинской помощи. В условиях этого передвижения большая часть времени уходит не на врачебную работу, а на езду.

Возможность получения санитарных машин из-за границы очень ограничена. Только крупные центры располагают необходимым числом санитарных машин заграничного производства. В остальных городах санитарные машины переделаны из полугрузовиков или старых санитарных автомобилей, оставшихся от времени мировой войны.

Если даже большинство крупных городов и фабричных районов еще не имеют санитарного транспорта, то нечего и говорить о деревне. А в ней, когда радиус лечебного пункта достигает иногда сотни верст, способ сообщения в деле оказания лечебной помощи населению приобретает еще более важное значение. Санитарный автомобиль позволит спасти многие жизни (несчастные случаи, роды), с'экономить время и силы медицинского персонала.

Но не только для оказания лечебной помощи автомобиль необходим органам здравоохранения. В деле профилактики, диспансеризации, санитарного надзора — мотоциклеты и небольшие автомобили должны сослужить большую службу.

С развитием нашего автостроения встанет вопрос о монтировке на автомобилях рентгеновских кабинетов, дезинфекционных камер и лабораторий.

Все сказанное свидетельствует, что наше автомобильное производство встретит в лице органов здравоохранения заказчика и потребителя.

В военное время автомобиль для военно-санитарной службы приобретает еще большее значение. За время мировой войны на Западном фронте было перевезено автомобилями около десяти миллионов раненых и больных. Конский транспорт, помимо своего несовершенства в отношении удобства перевозки (тряска) и быстроты передвижения (3 версты в час), требует еще доставки большого количестра фуража для питания лошадей.

Возможность применения отравляющих веществ со стороны наших противников увеличивает контингенты пострадавших, требующих для своего спасения быстрой и удобной перевозки. Все говорит за то, что в военное время мы должны свести наш конный санитарный транспорт к минимуму и сохранить его для тех участков фронта, где продвижение на автомобилях будет невозможно.

Преимущество перед санитарным автомобилем в отношении удобства и быстроты перевозки имеет санитарный аэроплан, но он нуждается для под'ема и посадки в особых площадках — в открытых пространствах — и не может быть подан непосредственно к пункту нахождения раненых и больных, особенно в городах и лесистой местности.

Кроме того, не надо забывать, что эксплоатация летного транспорта еще стоит очень дорого и применение его может быть оправдано только в тех случаях, где спасение жизни зависит от скорой и особо квалифицированной медицинской помощи.

Санитарный автомобиль в военное время пока остается самым желательным видом транспорта.

Н. Семашко


1) О советских санитарных машинах — см. №1 "3а Рулем", стр. 21. (Ред.)


Hosted by uCoz