"За рулем", №3, июнь 1928 год, стр. 15-16

СВЯТОЕ НЕТЕРПЕНИЕ

Н. БЕЛЯЕВ

ВОПРОС переустройства наших отвратительных дорог, вопрос автомобилизации СССР должен, наконец, перестать быть газетной фразой или автодорским лозунгом.

Совет Автодора осаждается письмами и посетителями. Со всех концов нашей необ'ятной страны несутся жалобы и возгласы нетерпения: "Когда же, наконец, мы возьмемся по-настоящему за работу?"

Будничная и, в сущности, ведомственная задача — дать хорошую дорогу и на ней автомобиль — стала в условиях социалистической стройки революционным лозунгом. Энергия и напористость освобожденной в Октябре страны ищет применения во всяком деле, которое приближает Союз к технической революции.

В письмах рабочие, крестьяне и служащие пишут: "Нам стыдно, до боли стыдно, что у нас так мало дорог, что у нас меньше автомобилей, чем в Португалии и в Польше. Неужели мы можем остаться к этому равнодушными, неужели 700 миллионов рублей в год переплаты на скверных дорогах, о которых пишет тов. Лежава, не заставят задуматься наших хозяйственников? Мы хотим знать, что конкретно на сегодняшний день предпринимается для улучшения дорог, для увеличения количества автомобилей?"

... Когда клинкер появится — для него вполне хватит в Москве скверных улиц

Иностранцу, пожалуй, сразу не об'яснишь, что это за общество "Автодор" и почему волнуются сотни тысяч рабочих и крестьян, которые никогда владельцами собственных автомобилей не будут и для которых состояние наших дорог, казалось бы, — далекое и безразличное дело.

Наша революция произвела коренную ломку психологии рабочих и крестьянских масс. Теперь постройка дорог не есть дело знаменитой дореволюционной "казны", той "казны", о которой население знало только то, что чиновники и подрядчики ее обворовывают. Обворовывание "казны" доставляло, пожалуй, даже удовольствие враждебно настроенному к правительству населению.

Теперь положение другое:

нашего правительства мало денег, чтобы исправить достаточное количество дорог. Поможем же нашему правительству чем можем, если не деньгами, то личным участием в дорожном строительстве". Так ставят теперь вопрос трудящиеся на территории Союза.

Что же сделано конкретно за период автодорской агитации для исправления наших дорог и увеличения количества автомобилей в стране?

Мы можем смело утверждать, что улучшением наших дорог и автомобилями занимаются пока главным образом не хозяйственники, а... наша печать.

Лето наступило, дорожный сезон, казалось, должен быть в разгаре, дорожный материал большей частью под рукой, рабочей силы — более чем достаточно, нужда — более чем велика, но... видимо, еще не "раскачались".

Так называемые "места" терпеливо ждут: авось, поднятая кампания, по примеру других кампаний, понемногу уляжется и не придется возиться с изысканием средств, строительством и тому подобными хлопотливыми вещами, когда и без того тяжело жить и масса личных забот ждет на самой службе в канцелярии. Здесь другие кампании, как например, борьба с бюрократизмом, с волокитой, с кумовством, с накладными расходами и пр.

Телеграммы и сводки из различных городов свидетельствуют, что этот сезон начинается вяло и во всяком случае перелома на дорожном фронте никакого в этом году нет.

По сообщению Наркомвнудела тов. Толмачева, пятилетний план финансирования дорожного хозяйства представлен в следующих размерах: в 1929 г. — 56 млн., 1930 — 64 млн., в 1931 — 75 млн., 1932 — 83 млн. В настоящее время отпуск средств на дорожное дело достигает только 87% довоенного (по территории РСФСР).

Ясно, что размеры ассигнования на дорожное строительство очень малы сейчас и перспективы их роста в пятилетнем плане далеко недостаточны. На помощь правительству должно притти население.

Вид благоустроенной грунтовой дороги в деревне (Ленинградский округ). По бокам — камешки, за черту которых нельзя заезжать

В Москве, в столице Советского Союза, зачинщиком улучшения мостовых явилась... опять печать. Газета "Вечерняя Москва" очень энергично подняла кампанию за перемощение асфальтом булыжных мостовых. Несколько дней подряд наглядные цифры доказывали невыгодность, негигиеничность и нецелесообразность булыжника и преимущества асфальта. Целый ряд ответственных работников дали в этой газете самые обнадеживающие интервью. Далее диспут разгорелся. Был предложен вместо асфальта клинкер.

Это сразу сбило остроту всей кампании и придало ей академический характер. В результате всей шумихи создана комиссия для решения вопроса о лучшей мостовой в условиях Москвы и причин нынешнего плохого их состояния. И это пока — все. Этим пытаются успокоить общественное мнение.

Мы должны тратить год, драгоценный год — промежуток времени, несколько лет назад менявший всю экономику нашей страны, — только на то, чтобы "изучить", "проработать", "наметить способы и возможности", "увязать" и пр. и пр. А когда же, через какой срок, наступит настоящее строительство?

Может быть, клинкер в конце-концов окажется и лучше асфальта, но ведь клинкера сейчас в Москве нет, клинкерные заводы лишь надо строить, а когда клинкер появится, то в Москве и для него вполне хватит скверных улиц.

Замощение нескольких десятков улиц асфальтом в текущем строительном сезоне явилось бы, по нашему мнению, лучшим деловым подкреплением благожелательных интервью. Размер и темп нынешнего ремонта мостовых ни в коем случае не удовлетворителен.

Таково печальное положение в столице.

В губернских и уездных городах с дорожным строительством еще хуже. — Не могут раскачаться.

И только в деревнях, где "ни проехать, ни пройти" и где проведено в этом году самообложение, — кое-какие проблески дорожных начинаний.

По инициативе самих крестьян создаются ячейки "Автодора". Во многих уездах (например, Ленинском под Москвой) были случаи, когда создавались дорожные крестьянские товарищества и дорожные ячейки, а спустя некоторое время крестьяне узнавали, что есть общество "Автодор" и что они, собственно, автодорцы. Это лишний раз подтверждает, что ждать больше нельзя.

Крестьяне уже теряют терпение, рабочие беспокоятся. Спокойны почему-то хозяйственники.

За дороги и автомобиль нужно взяться всерьез. Пожертвовать целый год на "раскачивание" ни в коем случае нельзя.

Нужно темп автодорского движения усилить и ни в коем случае не пропустить нынешний летний сезон.

Сорок тысяч членов "Автодора" — это уже такое количество задорного и боевого актива, который может заставить встрепенуться всю страну, может заставить, кого следует, взяться всерьез за борьбу с нашей дорожной и транспортной нищетой.

Н. Беляев


Hosted by uCoz