"За рулем", №3, июнь 1928 год, стр. 24-26

... Как устроен двигатель? Как работает рулевое управление?

ШОФЕРСКАЯ УЧЕБА

Д. МАЛЛОРИ

ИХ МНОГО, этих частных шоферских курсов по Москве.

Они увлекательно расписывают в своих рекламах:

— Шоферов по теории и практике на льготных условиях готовит товарищество — гараж...
— Обучаю на звание шофера. Даю должности.
— После окончания курсов шоферы поступают на службу!

И, конечно, такие об'явления действуют. В учениках недостатка нет.

Большею частью руководят этими частными курсами инженеры, старые шоферы и механики.

Мы осмотрели несколько таких курсов. Они производят далеко не радостное впечатление.

— Сколько стоит курс обучения? — спрашиваешь у "директора" в крошечной комнатушке, где поочередно происходят "теоретические занятия".

— 100 целковых. 2 месяца — основной курс и 6 месяцев — дополнительный и практический.

— А где же ваши классы?

— А тут же... В этой комнатке. Теорию везде можно проходить. А потом ученики прикрепляются к гаражам. Да вы не беспокойтесь, экзамен при технической комиссии Авто-транспортного отдела МКХ сдадите за милую душу. Экзамен не строгий.

— Сколько у вас учеников?

— Немного теперь. Всего 12. Все лезут на государственные курсы. Да и частных расплодилось много. Трудно работать.

Говоришь с учениками. Вот один пять лет был ломовым извозчиком.

— Интересует меня авторабота. Прямо совестно теперь с лошадью работать. Продал я коняку, уплатил вот за учение, хочу шофером стать.

Станет ли, научится ли он здесь, — трудно сказать.

Состав учащихся в общем — трудовой. Есть 2-3 человека из "бывших" людей. Сынок известного богача. Прогоревший купчик. "Бывший".

— Хотим стать из бывших — снова людьми! — говорят они.

Большинство же учащихся в частных школах — трудящиеся. Незначительный процент комсомольцев.

"Директора" школ на вопрос о социальном составе учащихся отвечают не совсем охотно:

— Не знаю. Не интересовался!

Больше занимаются натаскиванием, чем учебой.

Курс то удлиняется, то укорачивается — "в зависимости от способностей".

Впечатление домашности, случайности, несерьезности работы.

И сколько их, таких курсов, с высокой оплатой, но с далеко невысокой постановкой дела, разбросано по СССР и по самой Москве?

Совсем другое впечатление оставляет ОШКУМТ — Об'единенная школа и курсы местного транспорта. Да, совсем другое!

В двухэтажном особняке по Воронцову Полю, принадлежавшем раньше миллионеру Концову, развернулась эта образцовая школа.

В 1927 году ОШКУМТ выпустил 232 человека квалифицированных шоферов и механиков, монтеров и специалистов по автомобильному делу.

Для монтеров курс трехгодичный, для шоферов — двухгодичный.

При школе вечерние курсы, которые выпускают автотехников — двухгодичный курс при обязательном автостаже не менее 3 лет, инструкторов авто-хозяйственнного дела — двухгодичный курс, шоферов-механиков (двухгодичный курс), шоферов-рулевых (одногодичный курс) и т.д.

Кто же они, эти будущие работники автотранспорта?

Рабочих и детей рабочих — 62,8%. Служащих и детей служащих — 23,2%. Крестьян — 12%, кустарей и лиц свободных профессий — 2%.

Партийцев — 11%, членов ЛКСМ — 16,5% и беспартийных — 72,5%.

Гул, шум, грохот мастерских заглушают все в этом царстве учебы и труда. 550 учащихся на курсах и в школе, из них 20% по командировкам предприятий и организаций.

— Одна беда — жалуются курсанты. — Плата очень высока: 240 рублей в год в школе и 160 руб на шестимесячных вечерних курсах. 235 рублей на одногодичных авто-шоферских курсах. Это — дорого. Конечно, многие бросаются на заманчивую рекламу частника, обещающего за сто целковых и научить ремеслу, и дать службу.

Что из того, что шофер выходит недоучкой и с работы его скоро прогонят?.. Учитель свое дело сделал — ученик может уйти.

Впрочем, большинство учащихся получают степендии, а сама школа — дотации от Моспрофобра, Цумт'а и др. Об этом — ниже.

Будущий шофер учится владеть слесарным инструментом

Мы обходим кабинеты, где каждое движение учащихся на модели авто обозначается сигналами при помощи электричества, классы механики и графики авто-машин, техники безопасности, кабинеты с разрезами машин, ремонтные мастерские, электротехнические лаборатории, регулировочные станции, монтажно комплектные мастерские, электротехническую лабораторию, гараж, слесарную, вулканизационную, подсобные мастерские, кузницу, столярную и т.д., и т.д.

Везде — серьезная учеба.

— Пусть папаша ездит на живом коняке, а я сменю ее стальным конем, — смеются молодые шоферы.

Но этой серьезной учебной работе ОШКУМТ'а мешает целый ряд не менее серьезных препятствий.

Прежде всего — помещение. Оно совершенно не соответствует, даже по площади, развернувшейся работе. А в доме имеются, вдобавок, еще и посторонние жильцы, до 50 человек с детьми, мешающие нормальным занятиям школы симфонией своих примусов, стиркой белья, а иногда и... семейными сценками. Из-за этой стеснительной тесноты часть ответственных занятий приходится вести в подвале. Там производятся, например, монтажные работы.

Отсутствие площади тормозит работу различных общественных организаций школы, которых в ней много — около тридцати ячеек, коллективов и т. д. Коллектив "Автодора", например, насчитывает 200 человек и часть его членов обслуживает другие автодорские коллективы в качестве кружководов. Из-за недостатка площади совершенно не ведутся в школе занятия по физкультуре.

Очень неважно обстоит дело с финансовой базой ОШКУМТ'а. В будущем году школа будет праздновать свое десятилетие, но до сих пор ее бюджет хромает. До 1924 г. она числилась за Главпрофобром и состояла на госбюджете, а с этого времени была передана Моспрофобру. Но... сметное расписание Моспрофобра было уже заключено, ОШКУМТ в него не попал и вместо прежних 2.500 руб. стал получать небольшую дотацию, только в последнее время дошедшую до 900 рублей. Впрочем, это не совсем дотация: в счет этой суммы в ОШКУМТ посылают из детских домов учеников, обучение которых поглощает едва ли не всю сумму.

И последнее — учебное оборудование школы. Затруднение большое. С 1919 года на оборудование ОШКУМТ'а никаких средств отпущено не было. Свои учебные пособия школа создавала сама из... неликвидного имущества.

Из автомобильных трупов, восстановленных собственными силами ОШКУМТ'а, и состоит весь его учебный гараж, на котором и производится учеба. Но всему приходит конец. Эти машины уже сейчас окончательно — "до ручки" — сработались. Дальше вести на них обучение невозможно. Надежд на получение новых машин — почти никаких. Так обстоит дело с учебным гаражем лучшей столичной шоферской государственной школы. А в это время на Западе — необычайное богатство новых автомобильных конструкций, современных улучшений, вновь создаваемых типов... Очень нехватает школе и общетехнической, и специальной литературы, учебников, пособий.

Да, на ОШКУМТ надо, наконец, обратить то серьезное и пристальное внимание, которого он по праву заслуживает! Пора! Пора!

Д. Маллори


Hosted by uCoz