"За рулем", №3, июнь 1928 год, стр. 47

ЗА МОРЕМ ТЕЛУШКА....

(От нашего сибирского корреспондента)

"ЗА МОРЕМ телушка — полушка, да рубль перевозу". Итого — рубль с полушкой. Ну и что же? Есть ли расчет перевозить "из-за моря"?

А это — глядя по дороге и по товару.

На лондонский рынок сливочное масло поставляют Дания, Австралия и Сибирь.

Дания — все равно, что пригород Лондона. Расстояние от Лондона ничтожное, сообщение морское. В самой Дании дороги великолепные. Мудрено ли, что масло приходит из Дании в Лондон свеженьким?

Австралия отстоит от Лондона на десятки тысяч верст. Австралийское масло должно пройти через экватор, через два тропика, и все-таки приходит на рынок вполне свежим.

А наша Сибирь? Ни тропиков, ни экватора у нас пока не обнаружено. Но масло еще по дороге с маслозавода на ж.-д. станцию уже теряет в качестве, а следовательно — и в цене. После этого масло пересекает в ж.-д. вагоне всю страну и при этом опять теряет в качестве.

Остановимся только на первой части пути — на гужевом транспорте. Производство масла приходится в главной массе на летние месяцы.

Опытными перевозками масла в типичном Каменском округе выяснено следующее. В среднем расстояние от маслозавода до г. Камня, куда собирается масло для дальнейшей отправки на пароходе, — 73 версты. Длительность гужевой перевозки — около 40 часов. Дело в том, что сама перевозка длится меньше. Днем приходится где-нибудь отсиживаться, а продвигаться в более прохладные вечерние и ночные часы.

Само собой разумеется, что по сибирским дорогам и днем с груженой телегой не раскачаешься, а ночью и подавно.

В результате высчитано ("Мол. Хоз." за 1926 г. № 7), что на каждом пуде масла потеря в качестве при гужевой перевозке составляет 20 копеек. За пятилетие 1925—1929 гг. эти двугривенные должны составить 210.400 рублей. Таков убыток по одному округу. К этому надо прибавить и стоимость самой гужевой перевозки — в общем несколько больше указанной суммы.

Совершенно очевидно, что при наличии приличных дорог и автомобилей путь в 73 версты потребовал бы не 40 часов, а всего 2—3 часа. Кроме того, на грузовике можно устроить холодильное устройство, которое уже спроектировано специалистами.

Подробный расчет показывает, что улучшение дорог в округе потребует затрат в сумме 176.400 рублей. Зато масло не потеряет в качестве, и стоимость перевозки обойдется на автомобилях почти вдвое дешевле, чем на лошадях.

Нам довелось слышать в Алтайском Молочном Союзе сообщение руководителя Чистюньской артели о способе доставки масла в весеннюю пору:

"Ну, довел до берега реки. Потом разулся и по ледяной воде понес на спине бочонок с маслом. Через речку перешел, надо с бочонком взбираться на железнодорожную насыпь. Задохся, а влез. Дальше еще труднее — надо с бочонком спускаться с насыпи вниз. Боченок в мешке; спустил его на землю. Придерживаешь мешок, а бочонок легонко катится вниз по насыпи. Поднимается пыль, через мешок пыль падает на боченок. Какая же тут чистота и красота упаковки для экспорта?"

Чувствительный скоропортящийся экспортный продукт не может вынести таких варварских условий. Молочная кооперация должна стать первым застрельщиком "Автодора" в Сибири. Увы, пока молочная кооперация не проявила к дорожному делу должного интереса.

Сахаров


Hosted by uCoz