ЗА РУЛЕМ, №4, 1928 год. НУЖНО ПРИВЛЕЧЬ НАСЕЛЕНИЕ К ДОРОЖНОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ

"За рулем", №4, июль 1928 год, стр. 2-4

На дорожных работах...

НУЖНО ПРИВЛЕЧЬ НАСЕЛЕНИЕ К ДОРОЖНОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ

Ф. ЛАВРОВ

ВСЕ дороги РСФСР делятся на несколько разрядов: на дороги общегосударственного, губернского или областного, уездного, волостного и сельского значения. В первом разряде насчитывается 28.212 км дорог, из которых грунтовых без твердого покрытия 21.203 км и только 7.009 км имеют каменную одежду. Дороги с каменной одеждой, несмотря на недостаток средств, кое-как ремонтируются и поддерживаются. Однако, этот ремонт так недостаточен, что состояние наших дорог может внушить серьезное беспокойство. Из всех дорог с каменным покрытием в удовлетворительном состоянии находится около 27%, а в плохом — около 73%. Что же касается грунтовых дорог, то большинство их требует немедленного улучшения.

В плохом состоянии находятся также и мосты, которые для поддержания нормального движения имеют не меньшее значение, чем сами дороги.

В настоящем году на строительство всех дорог будет затрачено в РСФСР около 66,7 млн. руб.; из них 33,3 млн. руб. на государственные и 33,4 млн. руб. на местные дороги. Конечно, эта сумма сама по себе не мала, но она совершенно недостаточна. Наша деревня задыхается от бездорожья и несет огромные убытки.

В условиях нашего современного дорожного хозяйства улучшение грунтовых дорог должно быть в центре нашего внимания. Состояние дорог волостного и сельского значения, обслуживающих наибольшее количество населения, можно считать наиболее неблагополучным.

Грунтовые дороги высших разрядов (общегосударственного, губернского и уездного значения) находятся в ведении определенных дорожных учреждений, на содержание и ремонт их ассигнуются известные суммы и почти все они постепенно будут покрываться твердой одеждой. Так, на содержание грунтовых дорог общегосударственного значения в 1926/27 г. было ассигновано уже по 120 р. на километр против 20 руб. в 1923/24 г., 40 р. в 1924/25 г. и 80 р. в 1925/26 г.

Проселочные дороги, т.-е. волостные и сельские, ни на какие денежные ассигнования со стороны правительства — за немногими исключениями — рассчитывать не могут. В 1926/27 г., например на все волостные и сельские дороги РСФСР было отпущено всего 4 миллиона руб. Единственный путь для улучшения этих дорог заключается в привлечении к их строительству сил и средств местного населения.

Улучшение дорожного хозяйства должно итти по двум основным направлениям: по линии отпуска средств из местного бюджета и привлечения населения в порядке самообложения к участию в дорожном строительстве. Кроме отпуска денежных средств, местные органы должны взять на себя организационное и техническое руководство дорожным строительством.

Вопрос о содержании и улучшении сельских и волостных дорог в значительной степени за счет сил и средств населения должен считаться твердо решенным, так как только при этой постановке дорожной проблемы можно рассчитывать на какие-либо успехи.

Практическое осуществление этого решения допускает несколько вариантов. Прежде всего, привлечение населения к делу ремонта и строительства дорог может быть принудительным и добровольным.

Принудительная форма, в свою очередь, может быть осуществлена в виде специального дорожного налога (всеобщего или распространяющегося лишь на деревенское население), или в виде трудового участия всех граждан и их рабочего скота в дорожных работах (с допущением замены этого участия денежными взносами).

Дробление камня

Система такого трудового участия населения в дорожном строительстве практикуется во Франции и Румынии; в этих странах, особенно во Франции, она дала блестящие результаты.

За пятилетие 1905—1909 довоенная Румыния израсходовала на свои дороги по государственному бюджету 3,7 млн. руб. и по местному — 1,9 млн. руб., всего 5,5 млн. руб. Дорожная же повинность дала ей почти столько же — 5,2 млн. руб., из них 28% деньгами и 72% натурой.

Во Франции всякий член общины, домохозяин или владелец предприятия, внесенный в списки плательщиков прямых налогов, может быть призван к безвозмездному исполнению дорожной повинности в размере 5 рабочих дней в году как за себя лично, так и за каждого проживающего в пределах общины члена своей семьи или служащего мужского пола в возрасте от 18 до 60 лет. Кроме того, он обязан поставить на дорожные работы всех своих вьючных, упряжных и тяговых животных на тот же срок. Повинность эта может быть заменена деньгами.

Между тем, от натуральной денежной повинности, применявшейся у нас в прошлом столетии в неземских губерниях, сносных результатов не получилось и она была отменена. Это обстоятельство следует отнести, главным образом, за счет неудовлетворительной организации этого дела недостаточности технического руководства и надзора, а также дальности расстояния места работ от места жительства привлекавшихся на работу граждан.

Денежное обложение в виде косвенных налогов с целевым назначением (на горючее, смазку, автомашины, экипажи и т. д.) широко распространено в Америке.

Налог на автомобили и повозки дал в Америке в 1922 г. 175 млн. долл.. а в 1927 г. — уже 300 миллионов. У нас, при крайне незначительном количестве автомобилей, налог этот, конечно, не даст результата.

В Америке существует также (в некоторых штатах) и дорожная повинность. И на ряду с ней там существует оригинальный обычай добровольного участия населения в дорожных работах в определенные "дни улучшения дорог".

Из указанных способов привлечения населения к дорожному строительству у нас пока применяется только способ, установленный декретом, изданным в августе 1925 года.

В настоящее время дорожный отдел Наркомвнудела РСФСР и ЦУМТ НКПС располагают, хотя и не полными и точными, но все же значительными и достаточно показательными данными. Общий вывод из этих данных надо признать мало утешительным.

За первый год применения этого декрета (1925/26 г.) население выполнило дорожных работ на 2 млн. руб.; за 1926/27 г. ожидается выполнение на 6 млн. руб.

При использовании сил и средств населения необходимо, чтобы на каждый рубль, полученный от населения в виде денег или в виде трудового участия, дорожные учреждения израсходовали тоже определенные суммы. Такой подход к делу был бы одновременно и поощрительным, и показательным, так как работы дорожных учреждений вполне могут проводиться в порядке показательном.

Другой способ полудобровольного участия населения в дорожных работах, это — самообложение, предусмотренное декретом от 7 января 1928 г. Результаты проведения в жизнь этого декрета полностью не выяснились. Но по некоторым сведениям с мест, кампания по проведению самообложения ведется весьма энергично. Тем не менее значительных результатов и от этого декрета едва ли можно ожидать. Декрет ограничивает размеры самообложения на все хозяйственные и культурные нужды деревни 35% сельскохозяйственного налога (этого совершенно нет в декрете 17/VIII 1925 г.). Возможности улучшения дорог силами населения вследствие этого значительно суживаются. Если весь сельскохозяйственный налог по СССР составляет 200 млн. руб., то, значит, население может внести в порядке самообложения на все местные нужды не свыше 70 млн.; это при условии, если все общества поголовно проведут у себя самообложение и притом в максимальном размере. Будет достижением, если деревня даст хотя бы 35 млн. руб. в год. Из этих денег при наличии большого количества хозяйственных и культурных нужд, начиная со школ и больниц и кончая кладбищами и водопоями, на дорожное дело едва ли уделят в год более 5—7 млн. руб., т.-е. опять незначительная сумма, которая не окажет почти никакого влияния на улучшение наших дорог.

Результаты применения декрета от 17/VIII 1925 г. по единогласным отзывам ОМЕСов и НКВД оказались в общем мало удовлетворительными и ожидать изменения их в будущем к лучшему, при настоящих условиях, не имеется оснований.

Все же в местностях, где потребность в улучшении дорог ощущается наиболее остро, а прочие культурные и хозяйственные нужды в большей или меньшей степени удовлетворены, следует настаивать на вовлечении населения в дорожные работы в порядке декретов от 17 августа 1925 г. и 7 января 1928 г. при условии обеспечения этих работ техническим надзором, материалами и инструментами.

Необходимо при всех работах в порядке трудового участия населения применять те или иные поощрительные мероприятия (производство на тех же дорогах работ машинно-дорожными отрядами, предоставление населению простейших дорожных машин, премирование наиболее успешных и крупных работ и т. д.).

Льготы, установленные декретом от 17 августа 1925 г. и касающиеся бесплатного отпуска материалов — камня, песка, гравия и леса — необходимо распространить на все дорожные работы: волостные, сельские и уездные, кем бы они ни производились. Соответствующие учреждения должны своевременно обеспечить дорожные работы, производимые при трудовом участии населения, лесными материалами.

Решающим моментом в дорожных работах будет организация вокруг этого дела широкой советской общественности. Нужно разбудить общественную самодеятельность, сорганизовать разрозненные деревенские силы, сплотить их между собой и, вооружив самыми необходимыми простейшими дорожными знаниями, дать возможность своими силами изжить вековое бездорожье.

Задачей ближайшего будущего является окончание восстановительных работ на существующей сети дорог и постепенный переход к постройке новых шоссейных и грунтовых дорог.

Механический транспорт выдвигает на очередь вопрос о более усовершенствованных типах дорог не только для гужевого, но и автомобильного движения.

В этих целях в ближайшее время необходимо: осуществить широкое применение механизации во всех видах дорожных работ, расширить ремонт грунтовых дорог, добиться усиления самодеятельности населения и изыскания средств путем самообложения на дело дорожного сгроительства, провести жесткие меры экономии в расходовании средств на дорожное строительство и привлечь самые широкие слои сельского населения к участию в обществе "Автодор".

Ф. Лавров