ЗА РУЛЕМ, №4, 1928 год. НАД КЕМ СМЕЕТЕСЬ?

"За рулем", №4, июль 1928 год, стр. 20-24

НАД КЕМ СМЕЕТЕСЬ?

Н. Осинский

У НАС существует превосходная политическая карикатура (Дени, Моор, Б. Ефимов и др.), мы имеем отличную сатирическую поэзию (в первую очередь — Демьян Бедный, отчасти — Маяковский и др.), у нас сложилась группа прекрасных фельетонистов (во главе с Мих. Кольцовым). Но есть ли у нас, при наличии превосходных сил всех трех родов оружия, настоящие сатирические журналы?

Так называемых сатирических журналов у нас расплодилось великое множество. Но, к сожалению, надо сказать, что такого наименования они не заслуживают. Тип и дух их напоминает не сатирические журналы 1905 года, а скорее блаженной памяти "Сатирикон", "Будильник", "Стрекозу", "Шут" и "Развлечение". То были не сатирические, а юмористические журналы, они не помогали (хотя бы буржуазии) в политической борьбе, а смешили обывателя. Они читались замоскворецким купцом за десятым стаканом чая, ими приправляли (вместе с воблой и моченым горохом) пару пива в дореволюционной пивной. Эти журналы острили (и плоско острили) над тещами, женами-мотовками и обманутыми мужьями. В лучшем случае подымались они до бичевания городских голов, катающихся на пожарных лошадях. Они рассказывали анекдоты и на потеху провинциальных чинушей собирали букеты из грамматических ошибок или смешных обмолвок из казенных об'явлений и провинциальной печати.

Рис. Эфроса ("Бегемот") КАК У ЛЮДЕЙ

— Завидую я вам, товарищ корова. Вы совершенно незаменимая работница, и никакой Автодор под вас не подкапывается.
Редкое явление в советской юмористике: карикатура, которая не подкапывается под автомобилизацию СССР

Теща, жена-мотовка и обманутый муж в наше время в ход пойти не могут. Но их могут заменить алименты, жилищные склоки, легкомысленный "зав" и растратчик-кассир. И с успехом заменяют. Также и на пожарных лошадях можно ныне прокатить начальника милиции или члена уисполкома. Анекдотов у нас попрежнему можно сыскать вдоволь, а для потехи служащего обывателя можно сколько угодно надергать ошибок и обмолвок из сокровищницы уездного творчества. И при советской власти существуют пивные, а потому весь этот материал попрежнему может поглощаться современным обывателем в приложение к пивным бутылкам.

Впрочем, на страницах "За Рулем" не место распространяться о наших "сатирических" журналах вообще. Достаточно здесь отметить, что на этот род журналов пора бы обратить внимание; и как бы ни притягивали к себе газеты лучшие силы из этой области, надо бы дать Советскому Союзу настоящий политически и художественно грамотный сатирический журнал.

Здесь, в виде образчика того, как наши сатирические журналы освещают крупные общественные вопросы, посмотрим, что они преподнесли читателям по вопросу об автомобилизации Советского Союза.

Они могли бы и помочь в этом деле. Могли бы помочь, пропагандируя пером и карандашом избавление от важнейшего устоя захолустной замкнутости, неподвижной обывательщины, "идиотизма деревенской жизни" — от способов передвижения времен Ивана Грозного, от "дорог" трясин, в которых завязает у нас культурное развитие. Могли бы помочь, высмеивая тех "скептиков", которые "сомневаясь" в осуществимости переделки "непроезжей России" в транспортно-культурную страну, фактически выявляют и поддерживают обломовскую косность, азиатскую отсталость, привычку к грязи и некультурности, унаследованные нами от царско-помещичьей России.

Что же мы находим вместо этого? У меня под руками несколько различных рисунков и карикатур, затрагивающих тему автомобилизации и помещенных в наших юмористических журналах. Эго, конечно, не все, что было напечатано, но и этот букет достаточно типичен.

Рис. Ротова ("Бич") МАШИНИЗАЦИЯ СКАЗКИ

В. Осинский:
— Эка сказка, подумаешь: о Коньке-горбунке. Я вам, детки, расскажу сказку об автомобиле.

Художник Ротов помогает машинизации страны

Из двенадцати рисунков лишь один (Эфроса в "Бегемоте") носит сочувственный автомобилизации характер, и еще один (Радлова в "Бегемоте") изображает наше вековое бездорожье без всяких издевок над теми, кто хочет его уничтожить.

Остальные десять — это либо прямое высмеивание Автодора, либо хихикание и "острословие" по поводу автомобилизации.
РАЗВИТИЕ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ В ДЕРЕВНЕ ИЛИ КАЖИННЫЙ РАЗ НА ЭТОМ МЕСТЕ
Рис. И. Радлова("Бегемот")
5 000 до Р. Х.
15-й век после Р. Х.
17-й век.
20-й век.

Больше всех отличился рисовальщик К. Ротов. В "сказочном" номере "Бича" он поместил рисунок, озаглавленный "Машинизация сказки", где изображен пишущий эти строки перед группой ребятишек с двумя книжками в руках: "Коньком-Горбунком" и брошюрой "Автомобиль или телега". Подпись: "Эка сказка, подумаешь: о Коньке-горбунке! Я вам, детки, расскажу сказку об автомобиле!.."

Невольно хочешь спросить Ротова: отчего бы вам, уважаемый товарищ, не нарисовать Сталина со статьями об индустриализации в одной руке и сборником сказок — в другой? Ведь автомобилизация — только одно из существеннейших звеньев индустриализации, и оно ни труднее, ни легче всех остальных. Валяйте уж тогда, что и индустриализация — детская сказка. Додумывайте до конца!

Чью психологию на деле отразил К. Ротов в своем рисунке? Психологию того обывателя-мещанина, завсегдатая пивной, который хихиканием над нашими усилиями переделать страну из варварски-отсталой в технически передовую прикрывает свою косность, лень, дряблость, неспособность, психологию Николая Кавалерова из повести Ю. Олеши "Зависть".

Тот же Ротов отличился в "Прожекторе" помещением рисунка, где издевательски изображена автомобилизированная деревня, с развалившимися избами, сараями и "бабой", загоняющей гусей на мотоциклете. На фоне этого рисунка изображен тот же авто-"сказочник", чудесно причесанный, в модном костюмчике и в лакированных ботинках. Мораль: автомобилизация — "интеллигентская затея", все это — "с жиру", а вот вы вперед почините нам избы и дайте хороших лошадей. "Мораль", которая из всей массы писем, полученных нами в связи со статьями об автомобилизации, оказалась лишь в двух явно кулацких письмах; вот с кем на деле перекликнулся в данном случав Ротов своим хихиканием, вероятно, того не желая.
ЧЕРЕЗ ПЯТЬ ЛЕТ
Рис. Б. Антоновского ("Бич")
Каждая лошадь будет иметь свой автомобиль
В наказание за беззубые остроты автор не получит машины от Автодора даже тогда, когда на них поедут лошади...

А вот вам такой же рисунок К. Елисеева в "Крокодиле" ("Автодорное"). Приятный интеллигент в очках и в ботинках, не только лакированных, но и покрытых франтовскими гамашами, предлагает бородатому "мужику" в тулупе: — Вам что?! Хотите "Фиат", "Бенц", "Форд", "Хорх"?! Есть последние модели... Ответ: "Нет, милый, — нам бы мази колесной"...

Такова одна общественно-сознательная и прогрессивная струя в творчестве наших "сатириков": все это — детские сказки и интеллигентские затеи, подавайте нам колесной мази и хорошую телегу! Так помогают они рисунком и пером культурному строительству страны.

А вот другая струя: рисунок М. Черемных (хорошего вообще политического рисовальщика) под заглавием "Не сули журавля". Изображен крестьянин, который беспощадно хлещет упавшую лошадь. Подпись: — "Нно-о! Думаешь, Автодор автомобили пообещал, — так тебе и работать не надо?..." — Или рисунок в одном из журналов: изображен спешащий на заседание Автодора член президиума общества; он просит везти его поскорее, иначе он опоздает.

А везет члена президиума захудалый извозчик на захудалой кляче.
ЧЕРЕЗ ДВА ГОДА НА УЛИЦАХ МОСКВЫ
Рис. К. Ротова. ("Крокодил")
МКХ увеличивает автобусное движение
и доводит число такси до 1000. Извозчик
в Москве скоро станет редкостью.
Сильное впечатление от живой лошади.
Типичный пример обывательского остроумия.

Это — хихикание над нашим обществом по случаю того, что оно еще не пробилось через бюрократические рогатки и заросли предрассудков. Спрашивается: кому помогает такое хихикание: тем ли, кто тормозит производство или ввоз (подержанных, дешевых) машин, или тем, кто старается его осуществить? Умно ли, прогрессивно ли это хихикание? Ответ как-будто ясен.
АВТОДОРНОЕ
Рис. К. Елисеева ("Крокодил")
— Вам что? Хотите "Фиат", "Бенц", "Форд", "Хорх"? Есть последние модели...
— Нет, милый, нам бы мази колесной...
За кого агитирует здесь К. Елисеев за автомобиль или за телегу?

Третья струя — обыкновенное острословие и смешные картинки на тему об автомобилизации. Тот же Ротов, напр., рисует Москву через два года, когда появление живой лошади вызывает общее изумление и даже панику. Б. Антоновский в "Биче". "Через пять лет" сажает на автомобили всех лошадей и т.п. Эти выразители рассейско-захолустной психологии не знают того, что не только в Америке, но и напр. в Стокгольме появление лошади на улице действительно возбуждает нынче сенсацию. Они напоминают тех дореволюционных деревенских жителей России, которым человек в очках казался явлением необычайным и смешным; некультурному, отсталому человеку невиданное им, непривычное для него вообще, ведь, кажется смешным и невероятным.
НЕ СУЛИ ЖУРАВЛЯ
Рис. М. Черемных ("Крокодил")
Нно-о!.. Думаешь, Автодор автомобили пообещал, так тебе и работать не надо?.
Карикатура или безответственное балагурство?

В одном отношении можно утешить наших "юмористов": и за границей в свое время печатались подобные же беззубые и обывательски-косные рисунки и остроты. В книге Эпштейна об американской автомобильной промышленности (недавно вышедшей в Нью-Йорке) помещено несколько карикатур, которыми отличились в свое время заграничные рисовальщики. Они не лучше наших. И подобно тому, как ряд наших хозяйственников явно или тайно сомневается в возможности развить у нас автопромышленность, так в Соединенных Штатах первые автозаводы не могли найти поддержки у тамошних "хозяйственников"; банки не давали им кредита, акции заводов не находили сбыта. Капиталы автозаводов постепенно складывались за счет огромных прибылей, которые эти заводы давали, а кредит они получали только у металлических предприятий, поставлявших части автозаводчикам,
АВТОМОБИЛЬНЫЙ РАЙ
Рис. К. Ротова ("Прожектор" )
БУДУЩАЯ жизнь по заветам Н. Осинского
Как Ротов одел Н. Осинского в лакированные башмаки и доказал, что наш мужик еще не дорос до автомашины.

Если история вообще не повторяется, то история человеческих предрассудков и глупостей повторяется нередко. Не первый раз смеются присяжные остроумцы и над возможностью заменить лошадей механическими экипажами. И как в старые годы, они не знают, что смеются только — над самими собой.

Н. Осинский