ЗА РУЛЕМ, №4, 1928 год. БИБЛИОГРАФИЯ

"За рулем", №4, июль 1928 год, стр. 47-48

БИБЛИОГРАФИЯ

В. Д Исаев.—"Чиним и строим". Очерк дорожного строительства по крестьянским письмам. С предисловием инж. Л. Нефедьева. Издательство "Крестьянская Газета". М., 1928. 46 стр., ц. 15 к., тир. 10 000 экз.

В "Крестьянскую Газету" со всех концов нашей страны, из всех медвежьих углов крестьяне шлют письма, в которых просят совета, помощи, указывают на недостатки аппарата. В потоке крестьянских писем далеко не последнее место занимают письма о бездорожьи, — тяжелом наследстве старой России.

В небольшой брошюре Исаева удачно вкраплены в текст выдержки из этих писем, подтверждающие фактами соображения автора. В большинстве писем имеем жалобы на бездорожье и на невнимание местных органов к дорожному строительству. Автор ставит два вопроса: 1) в состоянии ли крестьянское население справиться с дорожной разрухой и что для этого должны делать низовые органы власти; 2) какие причины задерживают ход дорожного строительства в деревне. На последний вопрос в большинстве писем ответ сводится к обвинению низовых органов власти, — главным образом, волостных исполкомов, — в том, что они упорно не отпускают средств на дорожное строительство. Очень характеризуют состояние дорог такие крики о помощи: "Помогите, тонем", "Каторжная у нас дорога", "Топятся люди против самого райисполкома", "Сельсовет хлопочет, а райисполком спать хочет", "Липецкий райисполком спит", "Делали, да не доделали" и т. п.

Автор стоит на точке зрения, изложенной в меньшинстве приводимых им писем, и совершенно правильно указывает, что ускорить и улучшить дорожное строительство можно преимущественно непосредственным в этом участием сельского населения.

В конце этой удачной брошюры даны практические советы с чего начать работу.

Брошюре следует пожелать широкого распространения.

М. П.

"Обследование маслоделия Сибири в связи с условиями перевозки масла". Издание ЦУМТ НКПС, 1928 г., 55 стр. Цена 1 руб.

Обследование маслоделия и условий перевозки масла в Сибири является одной из первых задач ЦУМТ.

Книга дает полную картину состояния маслоделия и транспортировки масла в 1924 и 1925 гг.: число маслозаводов с разбивкой по районам, число обследованных отделений, обслуживаемых селений, количество сдатчиков масла, коров у них, производство (число рабочих месяцев, принятого молока, выработанного масла, двигательная сила, состояние машин, маслохранилища и ледники).

Обследование на основании роста товарной продукции масла за 4 года (1923/24—1926/27 г.) указывает на прирост ее в 4.100 тонн в год в ближайшем пятилетии.

Заключительная часть книги посвящена применению автомобилей для перевозки масла. Остановившись на американских автомобилях-холодильниках фирмы Мейера и Анхейзер-Буш, на изотермическом кузове инж. Майорова и Бутурлина и автомобиле-рефрижераторе инж. Эльдарова, обследование намечает наибольшую практичность применения "сухого льда" (углекислота, доведенная до твердого состояния и имеющая температуру —82° С.) с элементарной изоляцией кузова. Кроме того, подчеркивается необходимость приведения наиболее грузонапряженных маслянных дорог в состояние, необходимое для применения автосообщений.

Экономические подсчеты выгодности применения автомобиля для перевозки масла отличаются крайней осторожностью: пробег автомобиля в день берется в 30—55 и 40 км, что дает в год 8.280, 9.660 и 11.500 км для машины. Обследование приходит к выводу, что, несмотря на потерю ценности масла при гужевых перевозках 24 коп. на тонно-километр, автомобиль сможет легко конкурировать с гужем.

Правда, этот вывод как будто не дает ключа для разрешения проблемы дорожного строительства. Он также не разрешает вопроса о выполнении намечаемых работ первой очереди в 556 км дорог, по которым проходит 10.350 тонн масла. Но приводимые данные относительно стоимости перевозок масла в С. Ш. Америки и то обстоятельство, что улучшенные дороги смогут обслужить целый ряд и других отраслей народного хозяйства, дают полное основание утверждать, что удешевление перевозок при улучшенных дорогах и применении автомобилей дадут источник для постройки гравийных дорог из расчета ЦУМГ по 3.000 рублей на километр.

Книга представляет собою ценный вклад в библиотеку "местного транспорта".

Желательно, чтобы в следующих подобных работах освещалась проблема перевозок в других областях народного хозяйства и при характеристике грузовых потоков отмечалось также попутно движение других грузов по этим направлениям.

Вл. Кононов