ЗА РУЛЕМ, №5, 1928 год. ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕСТНЫХ ДОРОГ

"За рулем", №5, август 1928 год, стр. 6-7

ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕСТНЫХ ДОРОГ

М. Л. ЛЕОНТЬЕВ
Начальник Управления местными финансами НКФ СССР

СЕТЬ дорог государственного значения по сравнению с царским временем возросла с 11.777 км. до 44.858 км. Сеть дорог местного значения насчитывает: дорог губернского значения — 80.769 км., уездных и окружных — 164.387 км., и волостных и районных — 774.894, а всего — 1.020.050 км. Дороги сельского значения (до 2 млн. км.) не финансируются в бюджетном порядке.

Недостаточность шосейных дорог в СССР наглядно вырисовывается при сравнении с другими государствами: 1 километр шоссе обслуживает в среднем территорию в Европейской части СССР — 210 кв. км, а по всему СССР — 910 кв. км., в Сев.-Амер. Соед. Штатах — 16,3 кв. км., а во Франции и Англии — 0,8—0,9 кв. км.; при этом на один километр шоссе у нас приходится населения в 24 раза больше, чем в Сев.-Амер. Соед. Штатах, в 33 раза — чем в Англии, и в 87 раз больше, чем во Франции.

Такое плачевное положение дорожного (безрельсового) хозяйства обусловливается недостаточностью ассигнований по государственному и местным бюджетам, хотя удельный вес и абсолютные суммы ассигнований на дорожное дело из года в год повышаются.

Ассигнования на дороги государственного значения состовили: в 1923-1924 г. — 5.141,1 тыс. р., в 1924-1925 г. — 13.160,8 тыс. р., в 1925-1926 г. 17.968.0 тыс. р. и в 1926-1927г. — 26.031,2 тыс. р. (без содержания аппарата ЦУМТ'а НКПС).

Процент расходов на пути сообщения по отношению к остальным расходам на местное хозяйство СССР также повышается, составляя в 1922-1923 г. — 1,3%. в 1923-1924 г. — 1,2%, в 1924-1925 г. — 1,6%, в 1925-1926 г. — 2,0%, в 1926-1927 г. — 2,0%.

Расходы на 1 км. протяжения дорог для 1926-1927 г. составляют: для дорог государственного значения — 580,3 руб. и местного (губернского и уездного) — 142,9 руб., а включая волостные и сельские — 34,3 руб.

Если приравнять в отношении расходов 1 км. дорог с каменной одеждой равным 5 км. грунтовых, то все же окажется, по вычислениям Госплана РСФСР, что по губернским и уездным дорогам этот расход в три раза меньше расхода по государственным дорогам.

На 1927—1928 год внесено по бюджетам свыше 90 млн. руб., — около 40 млн. руб. на госдороги и 51 млн. руб. на дороги местного значения. Трудовое участие населения вместе с некоторыми суммами по самообложению и со льготным отпуском лесных материалов определяется около 20 млн. руб. Все ассигнования должны выразиться, примерно, в 110 млн. руб.

Какие источники могут в будущем служить главной базой финансирования дорожного хозяйства местного значения?

С нашей точки зрения, — потонный сбор и трудовое участие населения в ремонте дорог.

Параллельно с увеличением ассигнований по бюджетам необходимо также привлечение к участию в расходах на дорожное хозяйство промышленных и торговых предприятий.

При напряженности государственного и местного бюджетов, чтобы покрыть все колоссальные потребности дорожного хозяйства, необходимо в первую очередь обратить особое внимание на мероприятия, которые стимулируют привлечение населения к трудовому участию в дорожном строительстве.

Ряд соответствующих мероприятий, вместе с своевременным и достаточным отпуском на льготных условиях леса на постройку мостов, должны (при более интенсивном проведении, чем это было до сих пор) довести труд крестьянского населения в дорожном строительстве в переводе на деньги не менее чем на 25 млн. руб. в год.

Наконец, для усиления ассигнований местными советами средств необходимо образовать общесоюзный дорожный фонд по союзному бюджету.

При децентрализации дорожного хозяйства и его распыленности союзное правительство должно иметь в своем распоряжении те средства, которыми оно могло бы влиять на дорожную политику союзных республик в смысле хотя бы постройки в первую очередь таких путей, которые важны Союзу с точки зрения общего товарооборота или индустриализации страны (под'ездные пути к станции жел. дор., пристаням и промышленным и торговым центрам). Достичь этого можно только путем ссуд и безвозвратных пособий на определенных условиях союзным республикам по утвержденным Госпланом СССР дорожным планам на мероприятия общесоюзного значения.

В результате этих мероприятий, по сравнению с 1927—1928 г. можно будет в 1928—1929 г. ожидать увеличения расходов на дорожное хозяйство миллионов на 50; эти ассигнования выразятся, примерно, в 160—170 млн. руб. (включая трудовое участие населения и льготный отпуск лесных материалов).

Все это достижимо при проведении следующих мероприятий:

  1. Забронирования по местному бюджету не менее 3% на нужды дорожного хозяйства.
  2. Строгого придания налогу с грузов целевого назначения на дорожное хозяйство.
  3. Обязательного проведения во всех республиках дорожной повинности с возможно широким ее стимулированием.
  4. Увеличения ассигнований по государственному бюджету с образованием общесоюзного дорожного фонда и образования таких же фондов в союзных республиках.

М. Леонтьев