ЗА РУЛЕМ, №5, 1928 год. ТВЕРДОЕ ТОПЛИВО, ВМЕСТО БЕНЗИНА и КЕРОСИНА, для АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА и ТРАКТОРОВ

"За рулем", №5, август 1928 год, стр. 14-15

Общий вид немецкого грузового газогенераторного автомобиля

ТВЕРДОЕ ТОПЛИВО, ВМЕСТО БЕНЗИНА и КЕРОСИНА, для АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА и ТРАКТОРОВ

Проф. В. НАУМОВ

МИРОВЫЕ запасы нефти составляют в настоящее время 0,15% от общих запасов энергии, заключенных в каменном угле, дровах, торфе, воде и ветре. Для СССР же запасы нефти исчисляются в 0,6% от общих запасов энергии страны.

Расход нефти за последние 50 лет увеличился более, чем в 70 раз, достигнув в 1924 году 8,5 мрд. пудов. За последние годы расход нефтепродуктов особенно сильно повысился в связи с необычайным ростом легкового и грузового автотранспорта, а также авиации.

Это положение с нефтепродуктами еще более обострилось с момента появления трактора. Современные тракторы питаются почти исключительно нефтепродуктами и они прибавились к основным потребителям нефтепродуктов.

Кроме тракторов, значительным потребителем керосина является также и промышленность. Не меньшее количество его идет и на домашние нужды, на освещение, приготовление пищи и пр. Словом, на керосин имеется уже сейчас слишком много потребителей, чтобы можно было серьезно думать о выделении миллионов пудов его для сжигания в тракторах нашего сельского хозяйства.

Наконец, особенно высокая стоимость нефтепродуктов на окраинах и рост цен на бензин и керосин могут сделать применение тракторов в сельском хозяйстве экономически невыгодным. По нашему мнению, необходимо незамедлительно перевести наш промышленный и сельскохозяйственный грузовой автотранспорт, а также тракторы на твердое местное топливо — на каменный и древесный уголь, дрова, торф и пр.

Сущность применения твердого топлива заключается в том, что в особых приборах — газо-генераторах, устанавливаемых на грузовиках, твердое топливо преобразовывается в генераторный газ, который затем подводится к двигателю так же, как и бензин для работы в нем.

Пробег на 120 км. организованный во Франции в 1922 г., показал, что расход древесного угля на 1 тонну-километр пробега колеблется от 90 до 114 граммов. Следовательно, если принять расход древесного угля равным 100 гр на 1 т.-км., то при пробеге 3-тонного грузовика на 100 км. общий расход угля составит 3·0,1·100 = 30 кг., или около 2 пудов.

Следующий конкурс газо-генераторных грузовиков был устроен в 1925 г. на расстояние 1.400 км. Конкурс дал прекрасные результаты, а именно все грузовики прошли без повреждений, при чем расход древесного угля на тонну-километр оказался равным от 74,3 до 94,3 гр., то-есть значительно меньше расхода, полученного при пробеге в 1922 году.

Из пробегов последних лет заслуживает особенного внимания пробег 17-местного газо-генераторного автобуса Берлие с двигателем 90 × 130 мм., который с 2 по 30 августа прошел 5.250 км. в 25 этапов с 4 остановками на сутки. Автобус шел на дровах, при чем средний расход дров оказался равным 47,8 кг. на 100 км. пробега, что по ценам во Франции дает 10-кратную экономию в расходе на топливо по сравнению с бензином. Кроме дров, на весь пробег было израсходовано 12 литр. бензина, главным образом для пуска двигателя в ход, а также на чистку частей его в гаражах.

Все эти конкурсы и пробеги показали, что переход грузовиков и тракторов с бензина и керосина на твердое топливо — на древесный уголь, антрацит и дрова практически вполне возможен и сравнительно просто осуществим, при чем при переходе с бензина на древесный уголь 1,3 кг. последнего заменяет 1 литр бензина. Кроме заводов Франции и Бельгии, в этом деле работают и заводы других стран — Англии и Германии, а в последнее время и Америки.

У нас этому вопросу пока уделялось и уделяется очень мало внимания, а между тем для нашего сельского хозяйства, промышленного транспорта, лесозаготовок и пр. применение твердого топлива вместо бензина и керосина открывает громаднейшие перспективы полного раскрепощения трактора от дорогого привозного топлива. К сожалению, к этому вопросу слишком осторожно относится и наше тракторостроение, проходя мимо этого достижения современной техники даже без признаков любопытства. Интересно отметить также, что и в новых планах будущего массового производства тракторов эта новая идея совершенно не нашла себе отражения. До настоящего момента только автору этой статьи удалось добиться в этом вопросе некоторых практических результатов, а именно: в 1923 году им была разработана газо-генераторная установка для 3-тонного грузовика, работающая на древесном угле или на антраците. В силу целого ряда обстоятельств установка эта была выполнена только в начале 1927 г. и тогда же была подвергнута испытанию в стационарных условиях при работе с бензиновым 35-сильным 4-цилиндровым (100 × 140) автомобильным двигателем фирмы Берлие, марки "L.14".

Размеры газо-генератора следующие: высота 1.100 мм., внешние размеры шахты 600 × 400 мм. и верхней загрузочной камеры — 500 × 400 мм.

Описанная установка в течение 1927 г. подвергалась многократным испытаниям, которые дали весьма удовлетворительные результаты как в смысле развиваемой мощности, так и в смысле хорошей работы газо-генератора и очистительных приборов1).

В настоящее время эта газо-генераторная установка в несколько переработанном виде устанавливается на 5-тонном грузовике, на котором в ближайшее время будут произведены автором испытания и пробеги.2) Это будут первые пробеги у нас газо-генераторного грузовика, построенного в СССР, о результатах которого автор сочтет своим долгом поделиться с читателями журнала.

Кроме этой установки, автором разработана новая газо-генераторная установка для 5-тонного грузовика, предназначенная для работы на дровах. Испытания этой установки должны показать, насколько практически осуществима идея замены жидкого топлива сырыми дровами в автотранспорте. Однако уже теперь, на основании опытного материала, полученного автором при испытании его газо-генераторной установки, работающей на древесном угле, можно с уверенностью сказать, что проблема замены бензина и керосина в грузовом автотранспорте и тракторах этим сортом твердого топлива вполне разрешима.

Проф. В. Наумов
Ленинград


1) Интересующихся этим вопросом отсылаю к моей статье: "Данные испытания первого автомобильного газо-генератора, построенного в СССР. ("Предприятие" № 2 за 1928 г.)

2) Когда этот № был уже набран — пробег грузовика совершился и к его результатам редакция вернется. Ред.