ЗА РУЛЕМ, №5, 1928 год. НОВЫЙ ШАГ в ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

"За рулем", №5, август 1928 год, стр. 36-37

Гигантская механическая дорожная установка. На нашем снимке — самая большая в Сев. Американских Соединенных Штатах механическая установка для дорожно-строительных сооружений. Установка сооружена в окрестностях города Фрэзера (крупный торгово-промышленный центр штата Мичигэн) и оборудована экскаватором системы Соэрмен с 152½ м. пролетом и 21,4 м. мачтой стальной конструкции, несущей наверху блоки с роликовыми подшипниками и 2-скоростную электрическую канатную лебедку. Пропускная способность установки достигала в летние месяцы 218—291 кб. м. за 8-мичасовой рабочий день. Установка в целом поражает чистотой внешней отделки, точностью и соразмерностью частей и экономичностью работы.

НОВЫЙ ШАГ в ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

(Асфальтовые эмульсии)

ТЕХНИКА дорожного строительства на Западе в настоящее время переживает подлинную революцию. В обиход вошли новые, неизвестные до последнего времени строительные материалы, стали применяться сложнейшие механизированные методы строительства. В результате появились новые типы дорог: бетонные, гудронированные, силикатированные и другие.

Лучшим примером возможности использования у нас высших достижений современной дорожной техники является самое значительное, может быть, из всех усовершенствований последнего времени — применение в качестве строительного (связывающего, цементирующего) материала так называемых асфальтовых эмульсий. Посредством простой поливки этими эмульсиями предварительно выравненной и очищенной поверхности дороги, обыкновенные щебеночные шоссе, а при известных условиях и булыжные мостовые дешевым способом превращаются в прочную, водонепроницаемую, гладкую и нескользкую асфальтовую дорогу.

Эмульсией называется такая смесь жидкости (в данном случае — воды) с твердым телом (в данном случае — асфальтом), при которой твердое тело не растворяется в жидкости н не осаждается из нее, а находится в ней в "взвешенном" состоянии, т.-е. равномерно распределяется по всей массе микроскопическими твердыми частицами. Если поверхность щебеночного шоссе полить асфальтовой эмульсией, то вода эмульсии, просачиваясь через все трещины и промежутки в щебне и песке, как бы профильтровывается: чистая вода уходит в землю, небольшая ее часть испаряется, а "взвешенные" частицы асфальта остаются на щебне и песке, облепляют их поверхности со всех сторон и крепко сцепляются с ними, в'едаясь в их поры, и скрепляет их, подобно цементу, в одну пластическую массу. Скрепление получается такое же прочное и поверхность дороги такая же гладкая, но не скользкая, как при покрытии дорожной одежды асфальтом обычным горячим способом.

Заманчивая перспектива — превратить пылящие и трясущие щебеночные шоссе и булыжные мостовые в гигиенически-чистые, гладкие, как асфальтовый тротуар, дороги!

Обыкновенное щебеночное шоссе более или менее удовлетворительно функционирует лишь при слабом гужевом движении. При интенсивном движении, в особенности автомобильном, щебеночное шоссе быстро разрушается и приходит в полную негодность.

Все дело усовершенствования шоссе и приспособления его для нужд автомобильного движения сводится к изысканию подходящего цементирующего (связывающего) вещества для скрепления между собой щебенок. Таким веществом может быть цемент, асфальт, либо смола (каменно-угольная). Цемент является дорогим материалом для дорожного строительства и в нем со временем появляются трещины. При цементировании смолами и асфальтом, т.-е. веществами "пластического типа" разрывы как бы "заживают" сами собой. Но каменноугольная смола, вследствие улетучивания некоторых составных частей, скоро теряет свою пластичность; кроме того, она имеет запах и пачкает экипажи. Асфальт не имеет этих недостатков; но применяющийся до настоящего времени горячий способ асфальтирования очень дорог и неудобен, зависит от погоды и т. д. Для автомобильного движения поверхность асфальтовой дороги, к тому еще в сырую погоду, вследствие скользкости опасна. Новый холодный способ асфальтирования свободен от этих недостатков и сохраняет все преимущества обычного асфальтного скрепления и покрова.

Усовершенствование щебеночного шоссе посредством асфальтовой эмульсин производится следующим образом: поверхность шоссе хорошенько очищается (стальными и другими метлами) от грязи и пыли, так как для успеха цементирования требуется крайняя чистота материалов. Выбоины и неровности засыпаются щебнем и песком, затем вся поверхность дороги выравнивается укатыванием тяжелыми механическими катками и, наконец, поливается эмульсией. Последняя доставляется в готовом виде и прямо из бочек без всяких приготовлений может быть использована. Щебень должен по возможности приближаться к кубической форме, так как сцепление частиц асфальта с каменной породой успешнее всего происходит на плоских поверхностях.

Поливка эмульсией — такой технически простой и удобный способ, что легко позволяет образовать покров разной толщины, в зависимости от грузонапряженности ожидаемого по дороге движения. Покрова в 2 см. уже достаточно для сопротивления разрушительному действию довольно интенсивного движения. Даже более тонкий покров в состоянии значительно укрепить поверхность щебеночного шоссе и, кроме того, придать ей большую гладкость, что чрезвычайно облегчает движение. Покров толщиной около 5—6 см. создаст дорогу, пригодную для весьма тяжелого и интенсивного движения.

Булыжная мостовая может быть превращена посредством эмульсии в асфальтовую таким образом: старая мостовая сперва исправляется, основательно очищается, промежутки между камнями выскребываются на глубину 3 см., все неровности обязательно заполняются щебнем, мелкими каменными осколками и песком, после чего мостовая тщательно укатывается, затем поливается эмульсией. Все это совершается очень быстро, в любую погоду, почти не нарушая городского движения, улицы не загромождаются котлами для плавки.

На наших рисунках показана булыжная мостовая в немецком гор. Галле —до и после превращения ее в асфальтовую холодным способом при помощи эмульсии. Все работы по усовершенствованию мостовой (ремонт, укатка и поливка эмульсией) обошлись всего в 6 герм. марок (около 3 руб.) за кв. м. До производства этих работ было подсчитано, что приведение мостовой в гигиенический вид заливкой швов цементом или смолой (что дало бы возможность только очистить мостовую, но не сделать ее гладкой и бесшумной, как асфальтовая) обошлась бы в 25—27 марок (12—13 руб.) за кв. м.

Эти эмульсии у нас пока не производятся, их изготовление связано с секретами, которые запатентованы иностранными заводами. Учитывая нашу огромную потребность в усовершенствованных дорогах, было бы целесообразно не только начать ввозить их к нам из-за границы, но и создать при помощи какого-либо иностранного завода само производство асфальтовых эмульсий.

Л. В.