ЗА РУЛЕМ, №6, 1928 год. В ПОИСКАХ ПРИГОДНОГО МОТОЦИКЛА

"За рулем", №6, сентябрь 1928 год, стр. 8-12

В ПОИСКАХ ПРИГОДНОГО МОТОЦИКЛА
(Всесоюзный испытательный пробег Москва—Тифлис—Москва)

ГР. ПОНОМАРЕНКО
Путевые фотографии К. Андреевского

ТРЯСУЧИЙ ЭКЗАМЕН

НАДО сразу же отметить: Автодор, чуть оперившись, взял "быка за рога" и организовал труднейший испытательный пробег мотоциклов. Из 5 700 километров, пройденных по маршруту Москва—Тифлис—Москва, изрядный кусок падает на дороги, которые никогда не видали машин и оказались убийственно труднопроходимыми.

О дорогах из Москвы в Тифлис мы имели некоторое представление по мотопробегу 1925 г. Больше того, составленная тогда карта оказалась на редкость живучей. Почти все недостатки пути, отмеченные тогда, и поныне здравствуют неисправленными.

До Харькова — более или менее сносное шоссе, правда, с частыми участками ремонта невдалеке от Москвы и Харькова, затем ребристые каменные выбоины Донбасса, пыльный большак Украины и донских степей — путь, однообразный до самого Ростова н/Д.

И до Ростова, и после него нет никаких опознавательных дорожных знаков. На редкость хладнокровные работники мест спешат рассеять наше недоумение простым об'яснением:

— Да как же прикажете ставить знаки! Ведь здесь каждый колышек в крестьянском хозяйстве пригодится. Только поставь — на другой же день найдутся охотники, выдернут за милую душу, потому что леса нет.

Но оставим эти об'яснения на совести авторов и лучше посмотрим, как встречают и провожают "обвиняемые" крестьяне. До Ростова пробег буквально осыпали цветами встречающие по дороге. И как ни уклонялись водители — все же цветы кое-кому разбили на большом ходу стекла очков, оцарапали руки.

Тихорецкая встретила категорическими лозунгами: "Долой овсяную кобылу, даешь бензиновый мотор!", "Деревня — дорогу, город — мотор."

..."Необходимость автомобилизации Советского Союза назрела в полной мере... Пробег — лишь незначительная часть гигантской работы, которая нам предстоит" (тов. А. М. Лежава на финише пробега приветствует участников. Слева — нач. возд. сил СССР тов. П. Баранов)
Фото А. Шайхета

И когда кое-как продрались через пески Кропоткина и пыль, особо едкую, покрывшую толстым слоем моторы и лица, забиравшуюся в карбюраторы, в поршни и т. д., и попали в Армавир — деревня показала не только лозунги, но и 200 километров хорошего шоссе, сделанного на средства самообложения и связавшего ее с городом.

...Предмет постоянных похвал — "Индианы" — сдали. У всех пришлось менять кольца, а у некоторых и пальцы. Среди немецких марок также нашелся "урод" — "Винагоф", который так оскандалился, что его пришлось отправить багажом в Москву.

Прежде чем попасть в преддверие Военно-Грузинской дороги, во Владикавказ, из Моздока пришлось перевалить через Вознесенский перевал, очень кругой и... без дороги. Дорога "кажется" была, но о ней в дорожном управлении "позабыли", и очень некстати. Предмет постоянных насмешек — малосильный "Д.К.В." здесь показал очень хорошую, лучше всех хваленых марок, проходимость. Здесь сдал "Индиан-принц" и задохнулся на полдороге под'ема элегантный французик "Амилькар".

Участник пробега тов. Невядомский переезжает на "Б.С.А" через Сухой Лог

Зато легко вздохнули на Военно-Грузинской дороге. Ясно видимые опознавательные знаки, поставленные в 1925 г. и аккуратно поддерживаемые доселе, видны далеко и как-то поневоле прощаешь отсутствие виражей на поворотах в 180° и виражи в противоположную сторону.

Вот и Тифлис. Это — начало нового пути, имеющего все основания стать историческим и для Автодора, и для мотоциклетных пробегов вообще. Но несколько слов о Тифлисе спортивном. В Тифлисе до сих пор нет организаций Автодора, но есть старейшая организация по механическому спорту: Мото-вело-общество при ВСФК Грузии, существующее с 1925 года. Общество об'единяет 120 мотоциклов и 30 велосипедов.

...Переезжая арык, безнадежно застряли по дороге между Тифлисом и Боржомом

Это общество сделало большой шаг для популяризации идей Автодора. Быстро организовало отправку до Москвы мотоцикла "Индиан-Чиф" 1926 г. с молодой водительницей Поталеевой и очень опытным механиком т. Ахметели. Вслед за благословенным кусочком хорошего шоссе в 20 километров, за Михетами, весь пробег нырнул в девственное, почти горное бездорожье. Капризно вьется узкий след "ишачьего аэроплана" — арбы — по склонам гор и спускается в редкие долинки с огромными выбоинами и камнями.

Кое-где удается заметить рядом идущий некий след от заброшенного и в конец разрушенного шоссе, но туда никто не рискует сунуться.

Так "божьей скоростью", "семь верст в неделю" — по определению одного из остряков-водителей, только к вечеру преодолеваем 80 километров до Гори. А на утро другого дня та же мука с дорогой, вплоть до курорта Боржома.

С появлением автомобиля волы перестают служить средством передвижения. На их долю остается... улучшать дорогу для авто

Бесчисленное множество горных речек с редкими паромами, боящимися груза чуть ли не в 400 кгр., с огромными, скрытыми водой камнями, немилосердно бьющими картеры и ломающими напрочь подножки при необходимой переправе вброд.

Часто мотор захлебывается водой, быстро стынет в леденящей воде, и нужна непомерная любовь к делу и напряженное упорство водителей, чтобы добраться до следующего берега. От горных наносов во время дождей берега, как правило, глинисто-вязки, и тогда теряешься — чего же больше остерегаться: воды, камней или глины?

Переправа участников пробега на пароме через Куру по старой военной дороге на Боржом

Не лучше и от "угощений" в небольших долинках и полях. Вся эта дорожка изрыта поперек и насквозь арыками (канавами для орошения полей) и, заманив машину кажущимся мелкодоньем и узостью, как мухомор клеят к себе глиной смельчака и машину. По дороге не встретишь ни одного исправного мостика, никто не догадается сделать лотков. А строительный материал — лес и камень — в избытке и под рукой.

Мучения продолжаются до Абастумана, куда еле добрались на третий день и где местные большие оптимисты — закавтопромторговские шоферы — веско сказали:

— Тут скоро будет небольшой кусочек грязной дороги, а потом пойдет перевал, по старо-грузински Кениджаури (Железный крест). Под'ем ничего себе, ничего страшного. Недавно даже "Фордик" два раза прошел его...

Развалины замка в горном местечке близ Гори, "Б.С.А." на привале

"Кусочек" убийственно-грязной ловушки от здесь же проводимого водопровода оказался чуть ли не в 12 километров, а затем сразу влево — крутой, зигзагами под'ем с узким полотном, без признаков какого-либо парапета, с головокружительными под'емами и длиною в 45 км.

"Амилькар" сразу же, не пройдя и первой трети, перешел от попечений хорошего водителя т. Дудкина на коллективное попечение рук идущих сзади него водителей мотоциклов. Подтолкнут его километр, другой, спустятся к своим машинам, догонят и вновь толкают. Раньше всех вскочил наверх "Неандер", силач, а за ним "примус" "ДКВ". Еще через 2—3 машины, ровно, без рывков и всего на третьей скорости солидно взобрался наш, до отказа груженный "АМО".

Участница пробега от Тифлиса до Москвы тов. Поталеева с механиком Ахметели (оба от Тифлисского мото-общества С. Ф. К. Грузии).

И здесь чистое доселе небо затрусило снегом. Вершина перевала около 2.000 метр. — совершенно голая. Негде укрыться, не из чего соорудить хоть маленький костер.

Вместе с быстро закатившимся солнцем налетел буйный союз колючего дождя и порывистого ветра. Спуск во много раз круче и опаснее. Почти половина машин без света, и к светящимся глазкам близко-близко, как слепая сестра к зрячей, липнут машины без света. Пробег дробится на мелкие отрядики. "АМО" едва умещается на узком полотне, и на трех поворотах пришлось просто поворачивать чуть ли не одними руками. Здесь "АМО" показал удивительную чуткость управления и очень редко пользовался тормозами.

Только в 12 ч. ночи окончился этот исторический перевал. Передрогшие, промокшие насквозь люди, израсходовав все горючее, свалились на грязные полы духанов, частых хозяев внизу спуска. На утро никто не верил, что именно в эту ночь, в таких условиях, через разбухшие от дождя горные потоки, ежесекундно рискуя свернуться в пропасть то слева, то справа, форменным образом наощупь, пробег победил перевал, притом без малейшей аварии.

Осмотр машин на стоянке в г. Боржоме, в гараже Закавтопромторга

А дальше пошла "кишкотряс-дорога" через Багдад на Кутаис, и только на Абхазском шоссе широко вздохнула грудь и радостно залопотали моторы подмосковной скоростью. Через Сухум, Гагры — в Новороссийск. По хорошему полотну, но с неисчислимым количеством капризных крутых поворотов. Но вот кончилась эта настоящая красавица "дорога курортов" и, перевалив (в который раз?) новый, вздыбленный работой по устройству дороги перевал в 20 километров, попадаем на грунтовую, а затем на бесконечно тяжелые 6 километров просеки со столетними пнями.

Одолели и их. Торопимся скорей проскочить до дождливой осени по жирному чернозему Кубани, через Тихорецкую на Ростов, без дневки здесь — на Харьков и... раз! Под ст. Дебальцево поймал дождь. Мигом забивает щитки клейстерной грязью, и всего в 1½ км. от Артемовска — невольный ночлег на ногах среди поля и дождя.

По берегу Куры, по дороге в Абастуман, тянется прекрасное шоссе

Серым утром, как беглые, кое-как проскочили Артемовск, с последним напряжением добираемся к утру второй бессонной ночи в Харьков и дальше, без передышки — в Орел.

Трое суток без сна — и вот Москва. С честью выполнено огромное задание советской общественности. И пока идет кропотливая работа инженеров над результатами по прибывшим машинам, — в заключение, несколько слово кое о чем.

Советский мотор "АМО" и легковой "НАМИ" почти безукоризнены. Выше всяких похвал наша резина. Наши цепи не только лучше по внешней отделке, но и в работе ни в чем не уступили заграничным. То же можно смело сказать и о свечах "Автотреста". Может быть, не так далеко и до идеального типа советского мотоцикла для наших дорог.

И еще — маленькое пожелание Автодору: в следующий раз давать более тщательную организацию пробега, не решать ее в пожарном темпе в 2 дня. Тогда агитационные результаты будут гораздо значительней.

Гр. Пономаренко
(Участник пробега на машине № 12)