ЗА РУЛЕМ, №6, 1928 год. ПОДГОТОВКА к МОТОГОНКАМ

"За рулем", №6, сентябрь 1928 год, стр. 15-16

ПОДГОТОВКА к МОТОГОНКАМ

М. Дьяков.

ОДНИМ из важных этапов автомобилизации страны служит насаждение чистого спорта. Спортивные состязания устраиваются для популяризации автомобилизма среди трудящихся, а у участников — развития находчивости, смелости, спортивного духа и уменья развивать большие скорости.

За границей автомобильный и мотоциклетный спорт выродились в борьбу фирм за рынок с огромными аренами конкуренции — многокилометровыми авто-и мотодромами.

Положительной чертой этого коммерческого направления спорта является то, что под состязания подведена научная база и выявляется все возможное для увеличения скоростей и сохранения сил человека.

Тип шлема для мотоциклиста

В деле глубокого изучения скоростных мотоциклетных соревнований особенно многого достигла Англия. Там, например, Бурклендский и Монтерийскии мотодромы имеют свою периодическую прессу и научную литературу, ведут летопись своей работы и принимают всевозможные меры для максимальной безопасности состязаний. При современных улучшениях конструкций мотоциклов физические требования к водителю понизились. Женщины вовлечены в этот спорт наравне с мужчинами. В отчете Монтерийского трека фигурирует, напр., имя спортсменки Стоварт, поставившей мировой рекорд на скорость и выносливость во время 24-часовых непрерывных состязаний.

Нас интересует: есть ли польза от таких состязаний, вызывающих тяжелое переутомление?

Надо сказать, что всякая не сверхсильная отдача энергии у тренированного человека возвращается с избытком и окупается развитием выносливости. Кроме того, в мотоциклетных гонках нейтрализующим средством против чрезмерного напряжения считается нервное возбуждение и обдувание лица при быстрой езде, которое трением воздуха о кожу создает усиленное кровообращение и поднимаег жизнеспособность.

Тип шлема для мотоциклиста

Это отмечено медициной. Некоторые английские врачи считают лучшим средством для восстановления сил у больных людей — езду в боковой коляске мотоцикла при условии полного спокойствия и доверия к уменью водителя. Медленная езда в условиях движения больших городов с их заторами, неурегулированностью уличного движения пешеходов и напряжением нервов и зрения, способствует развитию у мотоциклистов-профессионалов раздражительности. Позволительно даже настаивать на несколько парадоксальном утверждении, что медленная городская езда может превысить напряжение, испытываемое мотоциклистом, участвующим в скоростных испытаниях. Гонщик должен непрерывно вести тренировку. Совершенно недопустимо, — а это часто бывает, — просиживание ночей перед гонками, подготовляя свою машину. Даже обладание отличным здоровьем не гарантирует от возможности несчастного случая. Известно, что бессонница вызывает галлюцинации, а переутомление настоль сильно влияет на зрение, что ездок теряет восприятие расстояний и быстроты.

Самым опасным последствием переутомления для участника скоростных гонок является замедление рефлекса глаз к мозгу, — это нарушает автоматичность движений гонщика при состязаниях на мотодроме, и такой ездок может взять неправильное направление (что грозит опасностью не только для него, но и для прочих участников гонок).

История Бурклендского мотодрома отмечает случаи, когда при суточных испытаниях на выносливость недостаточно тренированные и не следящие за своим здоровьем водители на исходе гонок ночью засыпали.

Для гонщика-мотоциклиста нет стандарта зрения. Доказано опытом, что как дальнозоркие, так и близорукие люди развивали одинаковые рекордные скорости.

Правильная посадка во время гонок

Важен мгновенный рефлекс глаз к мозгу. Во всяком деле опыт и постоянная тренировка вырабатывают с течением времени чрезвычайно быстрый рефлекс, на много превышающий норму. Так, например, всякий человек при нечаянном падении автоматически протягивает руку вперед, сам уклоняясь в сторону, боксер же неожиданно для самого себя произведет контр-нападение, имея тренированный в этом отношении рефлекс действий.

Поэтому, когда у неопытного ездока каждое серьезное препятствие вызывает паническое чувство страха, тренированный мотоциклист быстро и точно использует соответствующие механизмы управления. Скорость рефлекторных движений имеет особенно важное значение при гонках на шоссе, где ездоку приходится выбирать дорогу при быстроте 50 метров в секунду.

В минувший сезон Мосавтоклуб ввел на одном из состязаний медицинский осмотр участвующих, но, к сожалению, не продолжает этого полезного начинания.

Можно порекомендовать гонщикам перед особенно длительными состязаниями обращаться к врачу для принятия мер, предупреждающих упадок сил путем подкожных вспрыскиваний и пр.,

Одежда, на первый взгляд, как будто не требует особого внимания. Однако, кожаные брюки и куртка предохраняют ездока при падении от порезов, глубоких царапин и даже серьезных поранений. Достаточно вспомнить, что в седой древности кожа одежды и кожа, натянутая на щиты, считались прекрасным защитным средством от стрел и ударов копий.

Последняя модель шлема в разрезе

Учитывая ту же возможность падения, необходимо надевать перед гонками чистое белье, подобно тому, как это делалось японцами в русско-японскую войну, чтобы не загрязнить рану.

При гонках на короткие расстояния теперь все надевают пружинные шлемы с воздушными промежутками, сделанные из стального каркаса и плотных полос, скрепленных шеллаком.

Польза их очевидна. Достаточно вспомнить падение при скорости 120 км. опытного гонщика Обухова во время километровых состязаний, устроенных в этом году Мосавтоклубом на Ленинградском шоссе. Без сомнения только шлем спас т. Обухова от неминуемой смерти, когда он потерял управление машиной из-за лопнувшей камеры.

Пояс-корсет для мускулов живота

При длительных же состязаниях или скоростных пробегах защитные шлемы не рекомендуются, т. к. тогда целебное действие обдувания лица встречным ветром совсем не ощущается. Кроме того, в значительной степени притупляется слух. Предпочтительно надеть кожаную шапочку без налобника, проложенную снизу стеганой ватой, с защитными очками, обязательно из небьющегося стекла (триплекс). Уши затыкаются ватой или небольшими резиновыми пробками для предупреждения оглушения от жужжания мотора.

Наилучшей обувью для гонщика надо считать сапоги или ботинки с крагами и нескользящими резиновыми подошвами. Совершенно недопустимы длинные брюки, которые, попав в цепь мотоцикла, могут быть причиной аварий. Не менее опасны шарфы, наматываемые некоторыми водителями на шею. Были случаи, когда свободный конец шарфа попадал в приводную цепь или в колесо.

Но в основном сохранение сил ездока и возможность достижения больших скоростей зависит от того, насколько физические свойства человека скомбинированы с конструкцией машины, исходя из требований возможной комфортабельности езды. Этого можно достичь соответствующей регулировкой седла, руля и подножек. Лучшей формой руля надо считать вогнутую, когда ручки его проходят по диагонали под ладонью руки. В виду того, что мускулы рук и живота являются своего рода амортизаторами вибрации машины, утомление их может при продолжительной гонке стать чрезвычайно сильным и даже сопровождаться судорогами.

Бинтование мускулов рук гонщика

Трудно дать точные указания, какие мускулы требуют бинтования, потому что решающим фактором в этом вопросе служат физические свойства каждого отдельного человека.

Гоночная посадка обыкновенно заключается в том, что, если смотреть со стороны, плечо и предплечье рук образуют прямой угол с вершиной в локтевом суставе, действующем как шарнир рычага.

Вся работа ложится на мускулы плеча (бицепсы) и руку на 3 дюйма выше запястья, которые и следует забинтовывать, как показано на рисунке. Однако все это мероприятие не гарантирует от боли и других, даже неработающих, мускулов.

Для предохранения от желудочных резей и болей в мускулах живота полезно одевать широкий пояс, туго стягивая его, или, за неимением пояса, бинтовать живот и руки.

Существенным предохранительным средством является обязательное ношение суспензория.

Последовав этим советам, мотоциклист-гонщик в значительной мере сократит те несчастные случайности, которые грозят ему при 120-километровой скорости.

М. Дьяков