ЗА РУЛЕМ, №7, 1928 год. ГУСЕНИЧНЫЕ АВТОМОБИЛИ на РЕЗИНОВОМ ХОДУ. Цепь Корнбека

"За рулем", №7, октябрь 1928 год, стр. 8-9

Гусеничный автомобиль при под'еме на крутой холм. Задние колеса работают на весу и вся нагрузка лежит на несущих роликах

ГУСЕНИЧНЫЕ АВТОМОБИЛИ на РЕЗИНОВОМ ХОДУ
Цепь Корнбека

Инж. С. ТАГЕР

ПУТЕШЕСТВИЕ через Сахару на автомобилях Ситроен-Кегресса вызвало большой интерес к гусеничным автомобилям.

Для усовершенствования конструкции цепи Кегресса и устранения ряда ее недостатков было произведено много работ. Главным образом старались изменить и упростить конструкцию цепи настолько, чтобы ее без особых затруднений можно было приспособить к обычного типа грузовикам. Идеальным было бы такое устройство цепи, при котором гусеничный механизм функционировал бы лишь на неровной или мягкой почве, а вне ее грузовик работал бы подобно обычным.

В цепи новейшего типа, системы инж. Корнбека, по обеим сторонам шасси помещены натяжные стержни, через пружину упирающиеся в раму. Конец стержня укреплен и вращается около точки на раме, расположенной несколько выше и впереди задней оси. На концах натяжных стержней сидят натяжные ролики, а посередине с с каждой стороны — по три несущих ролика, подвешенных с помощью специального рычага так, что независимо от неровности дороги давление распределяется на все три ролика равномерно.

На задние колеса грузовика монтируются обычные двойные грузошины. Вокруг этих шин и роликов обегает резиновая лента, толщиной около 3 см. Резиновая лента по внешней стороне профилирована, а с внутренней ее стороны, посередине, имеется ряд конических выступов, заходящих в зазор между шинами и тем увеличивающих сцепление ленты с шинами.

Когда автомобиль попадает на мягкую почву, то прежде всего задние колеса несколько погружаются, благодаря чему часть нагрузки переходит на три несущих ролика. Поперечная пружина, на которую они опираются, несколько при этом сжимается и приподнимает конец натяжного стержня. Резиновая лента, благодаря эксцентричному положению натяжного стержня по отношению к задней оси, натягивается, и гусеничный механизм начинает функционировать. В предотвращение чрезмерного натяжения резиновой ленты на стержне имеется специальное регулируемое пружинное приспособление.

Гусеничный автомобиль передвигается по местности без дороги, везя 15-см. орудие

Таким образом, на мягком грунте задняя ось разгружается за счет несущих роликов, и тем больше, чем мягче грунт. При этом вследствие некоторой разгрузки передней оси облегчается также и управление. Поперечная пружина рассчитана на несение всей тяжести нагрузки. При под'емах бывают случаи, когда вся нагрузка лежит на несущих роликах а оба задние колеса вращаются в воздухе.

При переходе грузовика снова на твердый грунт натяжные ролики разгружаются, пружина перестает испытывать давление, цепь расслабляется и обегает колеса, не участвуя вовсе в общей работе машины.

Благодаря такому устройству цепи, на мягкой и неровной почве автомобиль передвигается подобно гусеничным повозкам, а на ровной — как обыкновенный грузовик. Свободное вращение ленты в этом случае мало влияет на его скорость. Лента при этом сохраняется значительно дольше и, как показали опыты, протекавшие в тяжелых условиях, выдерживает до 5.000—6.000 км.

Грузовики подобного устройства уже строятся на одной из датских фабрик "De Forenede Autof". Грузовик — 3-тонный, с шестицилиндровым двигателем в 70 л. с. К обычной коробке скоростей имеется специальная добавочная передача, позволяющая увеличивать передаточное число для каждой отдельной скорости в отношение 1:1,8. Грузовик снабжен лебедкой, тяговой мощностью в 5.600 кг. Тяговая мощность гусеничного привода на наинизшем ходу — 5.000 кг. Вес грузовика с платформой — около 5.000 кг.

С. Тагер