ЗА РУЛЕМ, №7, 1928 год. О НАСТОЙЧИВОМ ИНЖЕНЕРЕ, ДЕРЕВЕНСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ и АМЕРИКАНСКОЙ ДОРОГЕ

"За рулем", №7, октябрь 1928 год, стр. 10-11

На дорогах Херсонщины. Мощеный спуск у с. Токаревки. Фото Г. Раппопорта

О НАСТОЙЧИВОМ ИНЖЕНЕРЕ, ДЕРЕВЕНСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ и АМЕРИКАНСКОЙ ДОРОГЕ

Без дороги зарез

КАЖДЫЙ из участников всесоюзного мотопробега на вопрос, что погубило моторы "Индианов", не задумываясь ответит: — Пески под Кропоткиным начали, а пыль под Армавиром доканала.

Пыль под Армавиром особенная, — липкая, жирная, густая и всепроникающая. Эта пыль, получив хоть небольшую дозу жидкости с неба, живо превращается в особую кашу-размазню и, как клейстером, лепит к земле шаги пешехода, наворачивается многопудовыми валиками на колеса.

К Армавиру, центру большого хлебородного округа, нет никаких путей под'ехать в распутицу, и большие столицы и села ровно 6 месяцев в году были оторваны от города. Насчет дорог, о необходимости стройки их — много было изломано копий словесных в дискуссиях, а еще больше испорчено бумаги и чернил на многопудовые переписки.

И вдруг в 1926 г. дорожный отдел окрисполкома представляет на заседание президиума такой "дерзкий" план: построить хорошие американские грунтово-гравийные шоссе по цене "дешевле пареной репы" — по 2.500 рублей за км. Мало того, защитник этого дерзкого проекта, инженер Кошуго, уверял, что это шоссе потребует первого ремонта не раньше, как через 2 года, а вообще ремонт будет обходиться по 250—300 рублей в год на один км.

Жарко спорили в тот день на заседании президиума. В конце-концов решили: план утвердить, к постройке дорог — приступить.

Начали строить

В ЭТОМ году взялись за восстановление заброшенного и вконец разрушенного шоссе от города до Почноокопска. Постройка этих первых восьми км. обошлась в 40 тыс. рублей, или вдвое дороже обещанного планом.

Все же оно было во много дешевле обычного шоссе. Но корка новой дороги была в 25 см. толщины и не поддавалась дроблению молотком в усердных руках пессимистов.

К весне 1927 г. в Доротдел посыпались письма и постановления станичных и сельских сходов. Почноокопцы выражали "солидарную с пролетариатом благодарность за культурную дорогу", а другие просили "покорнейше помочь им выбраться из вековечного бегна, дать человечью дорогу, а насчет того, чтоб от них, так даже с большим удовольствием". Гордо похаживал по комнатам исполкома Кошуго, и на ближайшем заседании президиума, оперируя кучами обращений от крестьян, настоятельно требовал расширить кредиты на постройку дорог и утвердить новый план.

Струг "Остин" с трапецоидальным откосником на роботе

Велика сила настойчивости. Потеснились некоторые неотложные кредиты и дали местечко новому прожорливому птенцу — дорожному строительству. В 1927 году было уже построено 46 км. нового шоссе, а Кошуго приготовил неожиданную для всех "пилюлю экономического эффекта". Приготовил ее дипломатически, тонко, и бухнул в местной газете:

— От Урупской до города 20 км. По этой дороге в день проходит не менее 12 тыс. подвод, в среднем на каждой 320 кг. груза. Раньше 1 кг. извоза обходился 0,75 коп., а теперь только 0,5 коп. Трехмесячные наблюдения и подсчеты показывают, что благодаря этой дороге мы экономим 600 рубл. в день, или 216.000 рубл. в год. Может быть, мои цифры кому-нибудь покажутся не совсем точными, — заранее соглашаюсь на "любую половину"; но ведь и тогда, при стоимости всей постройки этой дороги в 58 тыс. рубл. (научились мы укладываться в смету!), дорога в течение года окупила себя вдвое. А сохранение снасти, времени, здоровья людей и животных?..

Этот выпад Кошуго окончательно разгромил всех "Фом неверных", а деревня еще пуще посыпала письмами, постановлениями и... деньгами. На текущем счету Доротдела — около полумиллиона рублей из крестьянских копеек, собранных ими по самообложению и специально на "человечью дорогу".

Общественное мнение разбужено

СРАЗУ же, как только приступили к работе, Доротдел организовал на каждом участке комитеты содействия. И этот курс на общественность деревни оказался правильным. Комсоды собираются аккуратно раз в неделю, созывают к себе крестьянство и казачество, заслушивают и разбирают доклад производителя работ по своему участку за истекшую неделю. Насчет самокритики дело обстояло крепко. Не щадили и своих "лодырей", попадало и городским "головотяпам".

Комсод не на бумаге, а на деле оказал сильную поддержку строительству. Часто большие станицы и села, по одному только постановлению этих заседаний, без какого бы то ни было административного принуждения или напоминания выставляли бесплатно на работу в своих участках сразу по 360 подвод в день — и совершенно бесплатно.

Главный строительный материал для шоссе — галька — здесь же под боком, у реки Урупка, и комсоды следят за тем, чтобы не было "рвачества" за подвоз при разных расстояниях.

В этом году строительный план дорог был намечен в размере до 150 км., и он уже почти выполнен. Доротдел начинал работу с 2 тракторами, а сейчас их на работе уже 16. Механическим путем делают канавку профиля будущей дороги, потом разутюживают покат, сыплют смесь гальки и песка, разрыхляют его с грунтом, и все плотно укатывается большими катками. Ширина проезжей части новых шоссе 6½ м., а весь профиль — 10 м.

Везде, где нужно, делают лотки или крепкие мосты.

Деревенская общественность призванная к этой огромной работе, с большой честью выполняет ее.

Немного о недостатках

СТАРАЯ пословица говорит, что "и на солнце есть пятна". И в этой показательной работе армавирцев имеются, конечно, свои недостатки. На текущем счету Доротдела громадные свободные средства, а портфель разбух от предложений заключить договоры о дорогах. Деньги так и пролежат в банке до будущего года, по ним крестьяне получат проценты, но портфель не похудеет от разгрузки, и большинство сел и станиц, оставшись снова без дороги, будет мыкать горе еще год, а может быть и больше.

В чем дело?

"Овраг надвигается на дорогу" Фото М. Лабудина

— Нехватает машин, — об'ясняют в Доротделе. — Заводы нам тракторов не дают, а то, что мы покупаем случайно и редко в учреждениях и организациях, попадается обычно в таком состоянии, что требует немедленного капитального ремонта.

Все это правда. Заслуги Доротдела и его работников в этих боях за хорошую дорогу — несомненны. Главное, они сумели привлечь и использовать общественное мнение новой деревни.

Но отчего бы не сделать еще одного шага: кинуть клич через комсоды о временном отпуске тракторов там, где есть возможность выкроить хотя бы 2—5 дня работы ими? Конечно, с оплатой за амортизацию.

Тогда и каткам работы по горло хватило бы, и намеченный план был бы выполнен вдвое скорее.

Общественное мнение крестьян уже крепко верит строителям. Побольше бы веры и со стороны последних в силы деревни!

А вообще с Армавира надо очень и очень многим местам в СССР взять пример.

В столь нужной нам сейчас стройке безрельсовых путей есть много, чему следует поучиться у армавирцев и использовать их огромный опыт.

Гр. Пономаренко