ЗА РУЛЕМ, №7, 1928 год. БЕЗ ТОРМОЗА

"За рулем", №7, октябрь 1928 год, стр. 16-17

БЕЗ ТОРМОЗА

Письмо старого шофера молодому автодоровцу

НАКОНЕЦ, товарищ, у тебя в кармане долгожданное разрешение на право езды.

Твои первые самостоятельные поездки без инструктора в гуще городского движения прошли благополучно (хоть и не без сердцебиения). Ты бесшумно включал конус, легко заводил машину... В общем, ты обходился с машиной так, что вполне доволен и ею, и собой. И все-таки должен тебя огорчить: ты ездишь еще далеко не "на ять". Твоя машина с великолепными тормозами, действующими на 4 колеса, — соблазняет тебя к слишком быстрой езде. Ведь ты спокоен: ты знаешь, что одного легкого нажима на педаль достаточно, чтобы масляный тормоз остановил почти мгновенно тяжелую машину. Ты знаешь, что система тормозов машины допускает блокировку колес1), исключая возможность забрасывания и швыряния автомобиля. Все это делает для тебя езду слишком спокойной, удобной и требующей минимума уменья, не говоря уже об искусстве ездить.

Мой учитель автомобильного дела всегда говорил:

— Тормоз сделан для того, чтобы им как можно реже пользоваться.

Я думаю, что эти слова применимы теперь более, чем когда бы то ни было, и каждый, сидящий за рулем, должен эти слова запомнить.

Слишком краткий курс автомобильного дела, с ограниченным количеством практических уроков езды, не мог позволить тебе вполне овладеть шоферским искусством, уменьем, техникой. Только длительная практика даст тебе знание машины, научит одновременному, почти автоматическому действию рук и ног, сделает тебя настоящим водителем машины. Вот тебе совет: попробуй как-нибудь проехать по городу, по возможности реже тормозя; ты увидишь, что такая спокойная, расчетливая езда куда лучше поминутного нервного дерганья машины тормозами.

Что хорошего, разгоняя машину, все время дергать ее, останавливая ее перед различными препятствиями? Приходится с места разгонять машину, выключая все скорости поочереди, — а это скажется в расходах на резину, на ремонт коробки скоростей и сцепления, и, наконец, портит мотор. Только равномерная езда дает хорошую среднюю скорость и страхует от всевозможных катастроф. Чем равномернее идет машина в городской сутолоке, тем приятнее сидящим в ней.

Не забывай: машины старой конструкции невозможно тормозить так же быстро, как новые, и они вечно будут наезжать на тебя сзади

НОВЫЙ ТИП УЧЕБНОГО МОТОЦИКЛА
Фирма "NSU" выпустила новый тип мотоцикла с одноцилиндровым двигателем в 500 см3, с прицепной коляской, служащий специально для обучения езде.

В коляске этого мотоцикла сосредоточено дублирующее управление. Сидяший в коляске обучаюший имеет возможность, выключив управление ученика, в любой момент вмешаться в управление и тем самым предотвратить возможный несчастный случай.

Подобного типа учебные мотоциклы "NSU" строит также и с дублирующим управлением, расположенным у второго, заднего седла одиночного мотоцикла.

На снимке — учебный мотоцикл с рекламой выпустившей его фирмы

Надо принять во внимание еще разную работу тормозов (особенно при мокрой погоде) при смене мостовых: если ты, слегка тормозя, попадешь с мокрого асфальта на обыкновенную мостовую, — ты сразу испытаешь ряд сильных толчков и швыряний. Перед сменой мостовой обязательно освобождай тормоза. Если же мостовая меняется на повороте — помогай рулем.

Если привыкнуть, ездя по городу, к частым и ненужным торможениям, это скажется при первой же поездке за город. Много автомобилей погибло на совершенно безопасных участках дороги из-за несвоевременного и неумелого торможения. Большая ошибка — вести машину, тормозя на поворотах, — этот прием гонщика совершенно непригоден для шофера или туриста. Если поворот достигнут — уже поздно тормозить; при правильной езде как раз на повороте можно давать полный газ. Никогда не следует притормаживать машину на плохих участках дороги и на железнодорожных переездах. На опасных местах нужно заранее замедлять ход, потом включая мотор на небольшой газ. Как помогут тормоза, если автомобиль, перегоняя другой, начнет забрасывать и швырять в песке или в вязком грунте? Дать немного газу, не выключая сцепления, — это лучшее средство. Тормозя, ты легко налетел бы машиной на какой нибудь находящийся вблизи предмет.

Тебе, молодой автомобилист, придется, может быть, попасть со своей машиной в горы. И там ты должен ездить, не принимая в расчет тормоза. Современная система тормозов на четыре колеса соблазняет многих с'езжать c крутых и длинных спусков, не пользуясь мотором, как тормозом, без включения первой скорости. Даже при переменном пользовании то ручным, то ножным тормозом, перегревание и срабатывание их — неизбежны. Коль скоро машина, спускающаяся со средней скоростью с горы, встречает очень крутой спуск, — уже трудно справиться с торможением. Остается одно: быстро переключить на малую скорость.

Молодым автомобилистам надо почаще упражняться в этом. Им надо твердо помнить последовательность: выключить конус — холостой ход — включить с небольшим газом — снова выключить — включить малую скорость — включить конус.

При остановках при спуске нельзя ограничиваться ручным тормозом. На спуске надо включать заднюю скорость, на под'еме — первую. Этим можно избавить себя от многих неприятных случайностей.

Ну, до свиданья. Когда мы снова увидимся, то покажешь мне, как ты и твои молодые товарищи-автодоровцы пользуетесь тормозом, и я скажу вам, как вы ездите.

Г. С.


1) Так в тексте статьи. Вероятно, должно быть напечатано: "Ты знаешь, что система тормозов машины не допускает блокировку колес..." (примечание составителя).