ЗА РУЛЕМ, №7, 1928 год. ГЛАЗОМ РАБКОРА-АВТОДОРОВЦА

"За рулем", №7, октябрь 1928 год, стр. 30-31

ГЛАЗОМ РАБКОРА-АВТОДОРОВЦА


НА ДОРОГАХ НИЖЕГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ

В ЭТОМ ГОДУ шоссейно-дорожное строительство Волжомеса приняло широкий размах. Летом, в связи с развитием авто-сообщения, на Московском шоссе перемощены и выполнены работы по ямочному ремонту. В виду ожидаемого расширения авто-движения на Московском шоссе, на улучшение и ремонт ассигнуется до 120 тыс. рублей.

Приводится в порядок и другой, важный в торгово-промышленном отношении Нижегородско-Казанский тракт — путь к отдаленным углам губернии. Главнейшие работы — профилирование грунтовых дорог при помощи утюгов и канаво-копателей. Острый кризис с камнем (местным и привозным), необходимым для замощения тракта, ускорил достройку клинкерного завода в 12 км. от Нижнего.

В конце сезона Волжомесом получены заграничные грейдеры для профилирования дорог. Впервые произведены опыты по улучшению глинистых участков дороги путем известкования, пескования и обжига глины.

Волжомес предполагает этой зимой произвести очистку дорог от снега при помощи утюгов грейдеров для расширяющегося автобусного сообщения по Московскому шоссе к рабочим районам "Красное Сормово", Ратманиха и промышленное село Костово.

В. Рейтер


АВТОДОР — ФЕРГАНЕ!

ДЛЯ наших ферганских условий Автодор нужен не меньше, чем в центре Союза.

Ферганская долина, дающая сотни тысяч тонн хлопка и поглощающая миллионы тонн разных грузов, не имеет хороших дорог и нужного транспорта. Дороги здесь проселочные, перерезанные арыками (канавами водной системы орошения), грунт их лесовый,они разбиты, пыльны и неустроены. По дорогам — движение арб, верблюдов. Могучими товаро-проводящими путями они служить не могут.

Прошлый год Хлопком понес большие убытки из-за этих дорог и транспорта; он не мог своевременно перебросить массы хлопка-сырца со скупочных пунктов, и значительное количество хлопка погорело. Ничтожная пропускаемость дорог в нынешнюю посевную кампанию заставила мобилизовать у населения арбы.

Не доверяя грузопроводимости дорог, Хлопком в этом году тратит огромные деньги на постройку навесов, брезентов, подтоварников для хранения хлопка на то время, пока дороги и транспорт не перебросят его.

Какая уйма денег затрачивается самым невыгодным образом из-за того, что дороги плохи и транспорт такой, как во времена Тамерлана! Отрицательное влияние оказывают дороги и средства передвижения на экономическую и политическую жизнь Ферганы.

Нужно, — жизнь этого требует! — чтобы вопрос об автотранспорте был поставлен во всю ширь. А это мыслимо лишь тогда, когда в Фергане будет создан Автодор и краевая пресса через своих рабкоров не будет обходить вниманием вопросы дорожного и автотранспортного строительства. В местной газете очень редко встретить заметку о наших дорожно-транспортных непорядках, тогда как об этом нужно непрестанно писать всей рабкоровской массе. Они являются основной причиной, задерживающей экономическое и политическое развитие Ферганы.

Выдвигаемое журналом "За Рулем" предложение — создать кадры дорожно-транспортных рабкоров — есть единственно верный путь, который поможет нам ликвидировать бездорожье. Мы предлагаем через журнал "За Рулем" и через местную прессу открыть кампанию в среде рабкоров под лозунгом: "Внимание дорожному и автотранспортному строительству!"

Нужно добиться, чтобы армия рабкоров имела в виду дорожно-транспортный вопрос в такой же степени, как и режим экономии и самокритику. Постоянное освещение этого вопроса в прессе разбудит общественное мнение и даст возможность правильно его решить.

Мих. Борвин


ШАГАЕМ ВПЕРЕД!

АВТОМОБИЛИЗМ в Азербайджане никогда не видывал такого расцвета, как после советизации страны в 1920 г.

Возьмем автотранспорт Азнефти. 4 автомобиля и 7 человек персонала были зародышем того мощного автотранспорта, который за 8 лет советского строительства в Баку возрос до 900 автоединиц.

В первом периоде (1920—1924 гг.), когда нефтяная промышленность развертывалась стихийно, авто-транспорт также создавался стихийно, без всякого плана и системы. К началу 1924 г. авто-транспорт насчитывал 87 марок и типов автомобилей и тракторов, причем большинство машин было старых, изношенных. Быстрый рост авто-транспорта чрезвычайно болезненно отразился на организационной стороне дела. Ощущалась постоянная нехватка квалифицированной силы, не было приспособленных помещений для стоянки и ремонта машин.

Наплавный мост через реку Ингулец
Фото Г. Раппопорта

Еще и сейчас можно видеть, как автомобиль, работающий у хозорганов по найму, вырабатывает 65—70 тонно-километров в рабочий день, тогда как автомобиль, работающий по нарядам авто-транспорта, вырабатывает в то же время 115—120 тонно-километров.

Центральное место в работе А. Т. А. занимает авто-ремонтный завод, заново переоборудованный, механизированный и полностью электрифицированный.

С развитием автомобильного дела в Союзе, наш завод имеет огромное значение, так как за отсутствием собственной крупной авто-промышленности увеличение А. Т. А. будет еще долго происходить путем ввоза заграничных марок. Эти машины недостаточно обеспечены запасными частями и принадлежностями. В то время как капитальный ремонт машин за границей считается невыгодным, у нас он обязателен и неизбежен.

Теперь завод располагает механическим оборудованием (98 станков и аппаратов последней конструкции); с переходом в новое помещение механического цеха и установкой там станков, действующих от собственных моторов, производительность цеха повысилась почти на 25%.

Новое оборудование позволяет производить и массовые работы по изготовлению запасных частей на склад, удешевляя стоимость изделий против существующих расценок на 25%.

Многого мы добились путем строгого распределения труда по каждой операции ремонта, путем разных усовершенствований и применения рабочих изобретений. Рабочих-изобретателей у нас сейчас трое.

Тов. Власов — цеховой мастер, изобревший с'емники шестерней, полуосей, выколоток, райберов. С применением его способа отжигания старых поршней, идущих потом в употребление, мы много с'экономили. Применение его изобретений дает экономии около 20 тыс. рублей в год.

Тов. Дашков — рабочий-цементировщик — сконструировал новую печь для цементации авто-частей, которая дает экономии в год около 10 тыс. рублей.

Тов. Степанов сконструировал прибор для нарезки масляных канавок в пальцах, втулках, подшипниках и т. д.

Все эти изобретения практически применены и дают, примерно, до 40 тыс. рублей экономии.

Огромное внимание уделено автотранспортом Азнефти повышению квалификации своих работников и подготовке новых кадров квалифицированных работников. Начиная с 1924 г., курсами шоферов и трактористов выпущено: квалифицированного персонала из учеников — 87 чел., шоферов из школы — 236, трактористов до 150. Продолжаются новые наборы из рабочих и служащих других предприятий.

В зависимости от роста и улучшения состояния производства растет зарплата.

Из скверных жилищ, в которых находились наши рабочие до советизации Азербайджана, удалось свыше ста семей вселить в светлые, удобные квартиры, предоставленные строительным отделом Азнефти безвозмездно.

Рабочие бодро смотрят в будущее и надеются, что в ближайшие годы резко увеличится и улучшится качество автомобилей в СССР, и в частности — автопарк Азнефти.

М. Бельченко

Токарь авто-ремонтного завода Азнефти