ЗА РУЛЕМ, №8, 1928 год. НЕФТЯНОЕ ДЕЛО на ПОМОЩЬ АВТОМОБИЛЯМ и ДОРОГАМ!

"За рулем", №8, ноябрь 1928 год, стр. 12-13

Общий вид Биби-Эйбатской бухты в Баку

НЕФТЯНОЕ ДЕЛО на ПОМОЩЬ АВТОМОБИЛЯМ и ДОРОГАМ!

Инж. С. ВЫШЕТРАВСКИЙ

НЕФТЯНОЕ дело играет в осуществлении автомобилизации первенствующую роль, являясь поставщиком продуктов для автомобиля (горючее, смазка) и для дорожного дела.

Нашему нефтяному делу суждено стать важным фактором советского автомобилизма в такой же мере, как американская нефтяная промышленность влияла на развитие всего мирового автомобилизма.

Нефтяная промышленность поставляет автомобилизму бензин, смазочные масла, керосин, мази, бензол, толуол, асфальт для дорог.

Специальные ставимые автопромышленностью задачи таковы: 1) снижение цен на нефтепродукты, чтобы, хотя бы на первых порах развития нашего автомобилизма, нести меньшие расходы при эксплоатации машины (сравнительные данные стоимости пробега американского автомобиля и наших гаражей дают большую разницу); 2) увязка вопросов автомобильного дела с задачами и планами нефтяной промышленности.

1. Бензиновый вопрос. Средние цены на американский бензин за последние годы таковы: в 1921 году — 245 коп. за 16 кг., в каждый последующий год — 267 — 205 — 212 — 195 — 185 копеек (по данным первого полугодия 1927 года), в среднем за все годы — по 18 центов за галлон (в пуде 6 галлонов), или 216 копеек.

Наши цены, считая по Москве, — много выше; для первого сорта — 5 рублей, и для второго — 4 руб. 20 коп. Это обстоятельство об'ясняется малой потребностью в бензине, малой производительностью его для нужд внутреннего рынка и акцизом.

В Америке широкое потребление бензина позволяет таксировать его недорого, несмотря но то, что в американской практике необычайно развито число промежуточных чисто-коммерческих операций между заводом и потребителем, — число их доходит до 25.

Соотношение доли расходов фабрикации продукта к доле, приходящейся на торговые операции, составляет там 44,59% к 55,41%. Вот сравнительное влияние отдельных частей цены:

  В Америке У нас
(Москва)
Коп. %% Коп. %%
Сырье 49,68 17,35 27,00 6,43
Транспорт 40,00 13,81 58,00 13,81
Переработка 36,00 12,43 8,80 2,10
Фрахт 40,00 13,81
Склад 48,00 22,10
Прибыль 16,16 5,58
Налоги 51,20 14,92 160,00 38,33 (акц.)
Всего 281,04 100,00 420,001  

Качества же нашего бензина вполне удовлетворительны, несмотря на способность некоторых сортов к преждевременному возгоранию в моторе — так называемую "детонацию". Сами американцы приходят, однако, к мысли, что эта способность детонации не является порочащим качеством: уничтожить детонацию можно многими способами, в частности — примешиванием недорогих реагентов, или подмешиванием других сортов бензина (полученного путем крэкинга).

Американцы требуют, чтобы бензин содержал много легких частей. Если бензин будет вполне благополучен в смысле детонации, состоит из тяжелых, трудно воспламеняющихся погонов, то и отсутствие детонации не принесет ему больше выгод, чем высокий процент легких частей.

Наши бензины, в отличие от американских, обладают как раз большим запасом легких, хорошо воспламеняющихся погонов и могут быть поставлены выше заокеанских конкурентов.

Керосин. Потребление керосина в автомобилизме будет расти с увеличением тракторной обработки земли и ростом количества тяжелых машин.

Нам необходимо выработать специальные нормы и марки соответствующих товаров, так как до сих пор наше нефтяное дело поставляет для этих целей керосины гораздо более высоких качеств, чем это требуется для сравнительно грубой работы мощных механизмов.

Существеннее вопрос цвета керосина. Для нужд освещения цвет керосина, как мерило его очистки, играет большую роль, но для задач тракторного питания особой необходимости в этом нет. Американцы для тяжелых машин применяют более тяжелые сорта бензина, приближающиеся к керосинам.

Наши мази, как и смазочные масла, ничем не уступают американским, уступая им разве только в цене, таксируясь по более высоким ставкам.

По бензолу и толуолу надо отметить, что эти продукты, вырабатываемые пока в малых количествах, еще не полностью выполняют свои задачи (примесь этих продуктов к бензину повышает его качество, уменьшая способность к детонации) в количественном отношении. Усиление выработки бензина при помощи крэкинга внесет необходимые улучшения.

Асфальт для дорог. Это один из наиболее важных нефтяных продуктов, могущий оказать огромное содействие развитию автомобилизма, как хороший материал для дорог.

Цены американских асфальтов, в среднем, составляют около 2⅓ коп., у нас — около 8½ коп. за кг., по Москве.

В Америке асфальт ложится, в среднем, половиной всех расходов на дорогу, но самая существенная часть расходов, это — подготовка основания дороги (постель).

Можно легко показать, что очень хорошие американские дороги — именно, бетонированные при помощи портланд-цемента ("высокие дороги") — обходятся все дешевле одного нашего асфальтового покрытия (если взять асфальтовый слой такой же плотности, как при покрытии этих бетонированных дорог).

38.300 долларов за милю цементированной дороги или 52.000 р. за километр дороги в 6 метров шириной, дадут на 4 кв. метра общую стоимость в 34 р. 70 к.

Слой асфальта в 57 мм. толщиной (нормальное покрытие американских дорог), весом в 10 кг. на кв. фут, на 4 кв. метра даст вес асфальта в ½ тонны, или, по цене в 37 к. — на общую сумму около 11 р.

Таким образом, бетонированная дорога, покрытая слоем асфальта, обойдется в 45 р. 80 к. за 4 кв. метра.

0,5 тонны асфальта в наших условиях, по цене 1 р. 78 к., будут стоить 53 р. 40 к., т.-е. на 7 р. 60 к. дороже всего сооружения бетонной дороги.

Таким образом, один асфальт обошелся бы нам на 16% дороже, чем вся американская дорога, на устройство которой идет работа людей, машин, цемент, вода, галька и тот же асфальт.

Асфальтовый вопрос имеет тем большую остроту, что до сих пор у нас не ликвидирован предрассудок, что искусственный (полученный из нефти) асфальт хуже естественного, в частности — сызранского.

Надо отметить, что Соединенные Штаты, потребляя в последние годы свыше 2 миллионов тонн асфальта, ежегодно ввозят только 5% естественного асфальта, главным образом, тринидадского.

Таким образом, указанный предрассудок — вреднейшее препятствие на пути расширения асфальтового строительства.

Наконец, последнее, на что надо обратить внимание, это тесный контакт между задачами нарождающегося автомобилизма и задачами по нефтяному делу.

Поставляя нефтяные продукты, нефтяная промышленность не может остаться чуждой ни новым задачам, ни новым практическим вопросам.

Нам нужно учесть пример американской нефтяной практики и журналистики, уделяющих особое внимание автомобильному делу, систематически освещающих все вопросы автомобилизма в его связи с нефтяной промышленностью.

Наше нефтяное дело тоже должно широко выйти на столбцы журналов для освещения нужд автомобилизма и заданий нефтяной промышленности, вытекающих из этой проблемы.

Нефтяным районам придется взять на себя главную роль в обследовании влияния не только разнообразных сортов топлива на работу автомобилей, но и взять инициативу в прокладке опытных дорог. Все это может быть сделано в нефтяных районах, так как только там имеется возможность получить с полной гарантией продукт нужного качества, не боясь каких-либо изменений, возможных при перевозке его на большие расстояния.

Гор. Грозный


1 31,32% — фрахт, склад, прибыль, потеря в пути и хранение, по разнице — 166,20 коп.