ЗА РУЛЕМ, №8, 1928 год. ПОЧЕМУ НАДО РАСШИРИТЬ ДОРОЖНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ

"За рулем", №8, ноябрь 1928 год, стр. 19-22

Инж. К. КУПРЕЯНОВ

ПОЧЕМУ НАДО РАСШИРИТЬ ДОРОЖНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ

НА любой более или менее крупной фабрике действует своя лаборатория, которая занимается контрольными испытаниями свойств сырья и выпускаемого фабриката, не допуская отклонений их от заданных стандартов, а также изучением новых материалов и новых приемов работы.

Пенетрометр — для определения степени мягкости битума

Работу заводских лабораторий об'единяют стоящие во главе данной отрасли производства более крупные исследовательские организации — научно-исследовательские институты. Эти органы, совершенно необходимы, — они не только постоянно держат производство на установленном научно-техническом уровне, но и непрерывно повышают его в такт с непрерывно развивающейся техникой.

Чтобы быть последовательными, мы должны применить все сказанное и к дорогам, — ибо что же представляет собою дорожная организация, как не "фабрику дорог"? Разница лишь в том, что в других областях промышленности производство отлилось в определенные, более или менее установившиеся формы; в дорожной же области, вследствие ее молодости (научная постановка началась лишь с начала XX века, совпадая с введением автомобилизма), далеко не все еще разрешено. Техническая проблема дорожного строительства обнимает столь широкое поле и так сложна, как никакая другая техническая область, в виду бесконечного разнообразия районных условий. Недостаток компетентных технических сил в прошлом является одной из причин бездорожья сейчас, и дорожная работа в недалеком будущем потребует от дорожников величайшего искусства.

Поэтому при "дорожных фабриках", как и при обычных фабриках, должны быть свои лаборатории — дорожно-исследовательские станции.

Дорожная техника у нас запущена, и мы привыкли ее отождествлять с чем-то очень грубым, простым и кустарным, как кустарна обычная булыжная мостовая, покрытая ямами и буграми, или первобытная грунтовая дорога огромной ширины с рядом наезженных колей. И многим даже покажется странным — какие могут быть научные исследования в столь кустарном производстве?

Дуктилометр — для определения степени тягучести нитей из битума

Суть дела в том и состоит, что современная промышленная жизнь советской страны уже не удовлетворяется тем, что может дать ей дорожное производство, которое ведется грубо примитивными или вовсе первобытными способами. Механический транспорт, и даже расширившийся конный, требует гладких, прочных и дешевых путей. "Требует" — т.-е. заставляет устранить: 1) ненормально частые ремонты недостаточно сильных под грузовиками мостовых старого типа; 2) чрезмерный износ шин и повозок, который столь велик на негладкой поверхности, что, может быть, лучше отказаться от выгод, представляемых механическим транспортом, и вернуться к конному малосильному, т.-е. допустить явное отступление.

Надо искать новые методы устройства дорог. Каким же способом их искать? Среди дорожных органов уже упрочилось сознание, что прежние дорожные приемы устарели и для их рационализации и разработки новых приемов устройство улучшенных грунтовых и усовершенствованных шоссейных дорог обязательно нужно применить научно-исследовательский принцип. В широких же кругах далеко еще нет сознания насущности и важности этих исследований.

"Кольцо с шариком" — прибор для определения плавкости битума

Охарактеризуем вкратце отдельные группы дорожных вопросов, чтобы показать всю их сложность и невозможность решения их без применения научно-исследовательского начала.

Главнейшие из этих групп следующие: 1) усовершенствованные дорожные одежды и основания под ними, 2) улучшенные грунтовые дороги и грунты, как среда, подстилающая каждую дорогу, 3) месторождения сырьевых дорожных материалов.

Лабораторные исследования — первая ступень устройства усовершенствованных одежд

Мы отстали от иностранной дорожной техники и нам надо прежде всего ее догнать. Надо раскрыть западно-европейские приемы, расшифровать патенты, которыми многие из них закрыты.

Порядок работы таков: сначала анализ — изучение отдельных частей дорожной одежды, потом синтез — комбинация из частей образцов дорожной одежды и испытание их.

Частями дорожной одежцы являются связующие вещества и каменные материалы. Связующими веществами, дающими наиболее прочные и экономические одежды, являются битумы и дегти, представляющие, однако, при пользовании ими некоторые затруднения, легко устранимые применением этих веществ в виде водных эмульсий. т.-е. об'единенных с водой. Эмульсии возможно употреблять почти без всякого механического оборудования (нужны только лейки) даже в сырую погоду на сырой дороге, без применения огня. Мы уже знаем, что некоторые из этих эмульсий заключают 50% воды, 48% битума и 2% эмульгатора — вещества, которое способствует об'единению двух таких "антагонистов", как битум и вода. Этот входящий в небольшом количестве, но играющий очень большую роль, материал и должен быть раскрыт. Имея образцы этих эмульсий, можно решить эту задачу путем химического анализа.

Пресс для определения прочности на сжатие каменных образцов

Получение натурального битума является очень сложной технической задачей, так как битум приходится извлекать из асфальтоносной руды. Здесь возникает целая серия вопросов: 1) возможность применения асфальтовой руды в измельченном виде в качестве добавочного, или даже самостоятельного материала для дорог, 2) способы извлечения из руды битума для применения его в асфальтовых дорогах других видов и использования отбросов после извлечения битума.

За границей из асфальтового порошка, полученного от дробления асфальтовой руды, делают асфальтовые дороги, так называемый прессованный асфальт (asphalt comprimé, Stamp-Asphalt). До сего времени мы использовали асфальтовую руду для извлечения из нее битума, или после измельчения ее в порошок применяем последний в состав асфальто-бетонной массы. Асфальтовый порошок не применялся в качестве самостоятельного материала для устройства прессованного асфальта, за границей же его охотно и с пользой применяют.

Несмотря на наши богатые месторождения асфальта, дело использования его было плохо поставлено, отсутствовало серьезное научное изучение. Извлечение ценного продукта — битума — из асфальтовой руды производилось допотопной водной вываркой, при которой в отбросе оставалось еще 50% битума. За границей извлечение битума производится не водой, а с помощью химических реагентов, растворяющих битум. Нам надо изыскивать практический и дешевый прием извлечения битума и использования отбросов от асфальтового порошка.

Посредством многочисленных исследований, ошибок, разнообразных лабораторных и полевых опытов, в заграничной технике выработались известные числовые пределы для характеристики различных свойств битума, пригодного для дорожных целей. Нам необходимо найти эти числовые пределы для себя в условиях наших битумов, нашего климата, различного в различных районах, и для нашего проезда.

Круг Дорри для изучения истираемости камня

Для исследования свойств битума применяется целый ряд специальных приборов: пенетрометр — для измерения степени мягкости битума посредством определения глубины проникания в него стандартной иглы (если погружение велико, то дорога будет страдать мягкостью); дуктилометр — для измерения тягучести битума посредством определения длины нитей, могущих вытянуться из него при определенных постоянных условиях (если нити не получаются достаточной длины, то такой материал будет не липок и хрупок); прибор "кольцо с шариком" — для определения температуры размягчения битума (если эта температура будет слишком высока, то материал будет труден для работы, будет быстро остывать).

Барабан Деваля для изучения сопротивления камня ударом, соединенным с истиранием

Кроме связующих материалов, необходимо исследование каменных материалов, идущих в состав усовершенствованной одежды. Для этого применяются: пресс для раздавливания каменных образцов; круг Дорри для истирания, на котором искусственно истирается камень при вращении круга, воспроизводя в известной мере то истирание дороги, которое производят колеса повозок; барабан Деваля, в цилиндры которого помещаются куски испытуемого камня, и при вращении барабана куски камня при ударах о стенки цилиндров не только истираются, но и подвергаются ударам; так как повозки не только истирают дорожный камень, но и разбивают его ударами, то это испытание больше, чем предыдущие, воспроизводит действительные условия службы камня, и оно принято во всех странах.

Набор лабораторных сит для рассортировки грунта на отдельные фракции по крупности частиц

После анализа составных частей дорожной одежды, связующего вещества и камня, приступают к их синтезу, т.-е. об'единению их лабораторным порядком и последующему испытанию полученного образца. Эту работу надо целиком провести при раскрытии патентов готовых материалов для дорожных одежд, т.-е. таких, в которых связующее вещество уже об'единено с каменным материалом. К числу таких патентованных материалов относится немецкий состав "даман", представляющий собой по предположению мелко раздробленный шлак доменных печей, об'единенный с некоторым связующим веществом; из этого порошка получается одежда, похожая на асфальтовую.

При удовлетворительном результате лабораторный опыт переносится в полулабораторные—полуполевые условия, на особую дорожку, прямолинейную или кольцевую с искусственным проездом (особые колесные пары). Наконец, при хорошей службе составленной одежды в этих условиях опыт переносится на дорогу, на "опытный участок". Если одежда выдержит и это испытание, то полученный лабораторно и проверенный на практике метод поступает для применения в производстве. Для производства этих работ нужны дорожные химики и инженеры путей сообщения — исследователи.

Экономическое дорожное строительство требует изучения грунтов

Изучение грунтов делается с целью найти искусственные устойчивые смеси грунтов для грунтовой дороги, приемы улучшения грунта, подстилающего усовершенствованную одежду, приемы оздоровления больных мест дороги (пучин, сплывов, болот и пр.), глины, годные для клинкерного производства и при постройке опор больших мостов, — те грунтовые горизонты, на которых эти опоры можно заложить...

Грунты в дорожном отношении являются строительным материалом, так как из них строится проезжая часть грунтовой дороги, подвергающаяся действию сил проезда и природы, и они служат подстилающей средой для одежд всех. других типов. Поэтому надо знать строительно-механические свойства этих материалов, главным образом, их сжимаемость. Сжимаемые грунты — это плохие: глины и пр. Несжимаемые — хорошие: крупный песок и удачные сочетания песка с глиной.

Прежде чем строить дорогу, нужно выяснить, какие грунты залегают по ее линии; для этого производятся почвенно-грунтовые исследования вдоль дороги, при которых берутся образцы грунта. В результате этих полевых исследований получается грунтовый разрез дороги на глубину до двух метров, с изображением напластования грунтов и прочих данных.

По получении полевых данных о грунтах надо исследовать в лаборатории их строительно-механические свойства. Так как каждый грунт является комбинацией трех тел — самых частиц грунта, воды и воздуха между частицами, то изучение строительно-механических свойств является делом очень трудным, начатым лишь в самое последнее время. До выработки методики испытаний этих свойств оно пока заменяется изучением физических и химических свойств грунтов, в частности — определяется гранулометрический состав грунтов с рассортировкой его на ситах и другими специальными способами на отдельные фракции, с частицами одинаковой крупности в каждой фракции. Чем крупнее частицы, тем грунт лучше в дорожном отношении; частицы крупностью от 2 мм. до 0,05 мм. называются песком; крупностью от 0,05 до 0,005 мм. — пылью, меньше 0,005 — глиной.

На основании этих исследований можно сделать некоторые пока приблизительные заключения о строительных свойствах грунтов.

На основании физических и химических исследований можно установить меры борьбы с пучинами и другими больными местами дороги, выяснить те глины, которые наиболее подходят для обжига их на клинкер, и т. п. Для производства этих исследований нужны специалисты, дорожные почвоведы и инженеры-грунтоведы.

Геологические исследования

Геология — наука о недрах нашей земли — приходит на службу дорожному делу, научно выясняя местонахождение запасов дорожно-строительных материалов. Зная законы образования земной коры, геолог может указать и вероятное местонахождение тех или других пород, а при детальном обследовании особыми приемами может выяснить и примерные запасы породы в данном месте.

Каменные и асфальтовые породы, гравий, песок и глины составляют важнейшие источники строительных материалов, подлежащие исследованию геолога посредством применения специальной методики с производством бурения, шурфования и изучением "обнажений", т.-е. путем осмотра естественного разреза земной поверхности, обнаруживающегося, например, у высокого берега реки, не покрытого растительностью. Для исполнения этой работы требуются специалисты по инженерной геологии.