ЗА РУЛЕМ, №8, 1928 год. СКОЛЬКО СТОИТ СОДЕРЖАНИЕ СОБСТВЕННОГО "ФОРДА" в СССР?

"За рулем", №8, ноябрь 1928 год, стр. 33-34

Шасси "Форда" модели 1928 года

Инж. А. МУРАТОВ

СКОЛЬКО СТОИТ СОДЕРЖАНИЕ СОБСТВЕННОГО "ФОРДА" в СССР?

ШИРОКОЕ развитие идей автомобильного дела, несомненно, создаст в ближайшем времени кадр автомобилистов-любителей. Лотерея Автодора, имеющая в числе выигрышей ряд новых легковых машин Форда, даст толчок развитию машин частного пользования.

Подсчитаем же стоимость содержания нового легкового "Форда" на первый год его эксплоатации в условиях Москвы. Все расчеты предполагают делового москвича, автомобилиста-любителя, управляющего машиной самостоятельно.

В основу расчета содержания машины взят годовой пробег в 16.200 км., считая общее количество рабочих дней в году 300, что предусматривает просмотры машины, ремонт и простои по разным причинам. Пробег машины по месяцам взят: в январе, феврале, марте, апреле, октябре, ноябре и декабре — по 1.000 км. в месяц (40 км. в день, считая по 25 рабочих дней), в летние месяцы — май, июнь, август, сентябрь, учитывая загородные поездки, пробег повышен до 1.300 км. в месяц; в июле — месяце отдыха — взят большой пробег (например, в Крым и обратно), общим протяжением в 4.000 км.

Исходя из цифры 16.200 км. пробега, рассчитаем стоимость содержания "Форда" по отдельным статьям расходов.

  1. Бензин и масло. Расход бензина принимаем в 130 грамм на километр пробега, что значительно выше норм, гарантируемых "Фордом". Расход масла — 5% веса бензина. Общий расход бензина составит — 130 гр. × 16.200 = 2.106 кг.; считая стоимость бензина — 26 р. 54 к. за 100 кг., имеем расход на бензин 558 р. 93 к. Расход масла (из стоимости 54 р. 50 к. за 100 кг.) — 36 р. 12 к.

  2. Резина (покрышки и камеры). Предполагая, что машина будет иметь заграничную резину, нормальный пробег которой и гарантии выше принятого нами пробега, все же в виде гарантии от случайных разрывов возможен расход в течение года одной запасной покрышки (32 × 6), стоимостью 121 р., и двух камер 17 р. 60 к. × 2 = 35 р. 20 к. Таким образом, общий расход резины будет составлять 156 р. 20 к. Но машина имеет еще запасное колесо с заграничной резиной — и наш расчет построен с большим запасом, предусматривающим малую опытность водителя машины.

  3. Ремонт. Текущий ремонт, потребный для первого года эксплоатации, на основе опытных данных, не должен превысить 300 р. Аварийный ремонт рассчитывается за счет страховой премии.

  4. Страхование. Вопросы страхования собственной машины имеют особо важное значение, так как при катастрофе машины или несчастной случайности, восстановление машины и оплата убытков, причиненных третьим лицам, для рядового работника — задача непосильная. Поэтому страхование машины надо производить по всем видам страхования.

    По риску "Каско" — за повреждение и гибель автомобиля во время его движения и на стоянках вследствие стихийных явлений, столкновений с другими экипажами или предметами, опрокидывания или падения автомобиля, пожара, взрыва мотора или баков с горючим и грубо неосторожных злоумышленных действий третьих лиц. По этому виду страхования годовой расход выражается в размере 2% от стоимости автомобиля, т.-е. 1.300 р. × 0,02 = 26 р.

    По риску гражданской ответственности перед третьими лицами: за смерть и телесное повреждение, причиненные третьим лицам, за порчу и уничтожение имущества (включая животных), принадлежащего третьим лицам, — расход по высшей группе выразится в 140 р. в год.

    По риску ответственности перед пассажирами и шофером (водителем машины) расход по высшей группе выразится в 12 р. × 5 = 60 р в год.

    Таким образом, общий расход по страхованию будет составлять 226 р. в год.

  5. Гаражные расходы. Предусматривая стоянку автомобиля в одном из организованных гаражей, можно считать, что стоимость стоянки машины в гараже будет составлять около 25 р. в месяц. Стоимость обтирки и мойки машины — 15 р. в месяц. Обтирочные материалы, смазочные (тавот), зарядка аккумуляторов и прочие мелкие гаражные расходы не превысят 10 р. в месяц. Таким образом, общий гаражный расход составит 50 р. в месяц, или 600 р. в год.

  6. Налоги и сборы. Число налоговых сил "Форда" — 10,8. Из расчета в полугодие 8 р. за силу и 2 р. за номер машины, получаем расход 90 р. в полугодие, или 180 р. в год.

  7. Непредвиденные расходы — 50 р. в год.

Общий вид двухместного "Форда" модели 1928 г. Крышка позади сиденья, как это видно на рисунке, открывается и внутри образуются еще два места

Суммируя все виды расходов, имеем: бензин и масло — 595 р. 05 коп., резина — 156 р. 20 к., ремонт — 300 р., страхование — 226 р., гаражные расходы — 600 р., налоги и сборы — 180 р., непредвиденные расходы — 50 р, а всего, с округлением — 2.100 р. в год.

Амортизация машины в расчет не принимается. Общая стоимость содержания машины может быть понижена за счет уменьшения отдельных расходов, — горючих и смазочных материалов, гаражных расходов, резины и пр., в зависимости от опытности водителя машины, наличия свободного времени для ухода за машиной и прочих обстоятельств.

При взятом нами пробеге в год 16.200 км. стоимость километра пробега выразится в 210.000/16.200 = 13 к., а стоимость пассажиро-километра, считая среднюю нагрузку на пятиместном "Форде" равной трем лицам (водитель и два пассажира) — будет равна около 4,3 коп.

Для сравнения стоимости поездок на собственном "Форде" приведем следующие примеры. Средний "тариф" московских извозчиков — 25—30 к. пассажиро-километр, тариф такси — 25—40 к. в зависимости от нагрузки, тариф московских автобусов — 10 к. за расстояние в 2,5 км., или стоимость пассажиро-километра 4,4 к.

Наши расчеты стоимости содержания "Форда" приведены без учетов расходов будущих лет, т.-е. увеличения расхода по ремонту, резине, страхованию и пр. На второй год эксплоатации, учитывая большое повышение расходов, главным образом на русскую резину, стоимость эксплоатации машины значительно повысится.

В заключение необходимо отметить возможность понижения стоимости пассажиро-километра в зависимости от увеличения нагрузки. При условии управления машиной автомобилистом-любителем эксплоатационные расходы зависят от нагрузки машины в незначительной степени, почему стоимость пассажиро-километра возможно считать обратно пропорциональной нагрузке машины, что говорит о большой выгоде коллективного пользования машиной.