ЗА РУЛЕМ, №8, 1928 год. АВТОМОБИЛИ-ЛАВКИ

"За рулем", №8, ноябрь 1928 год, стр. 45

АВТОМОБИЛИ-ЛАВКИ

ОДНА из очередных задач, поставленных перед нашим народным хозяйством, это — установить и укрепить более тесные связи между городом и деревней.

Роль автомобиля в этом деле представляется также громадной.

Передвижные лавки-автомобили с большим успехом работают в сельскохозяйственных штатах Северной Америки, сельскохозяйственных провинциях Канады и сельских местностях Англии.

Например, английская кооперация признала, что доставка на дом имеет большое значение для проникновения потребительской кооперации в сельские местности. Линкольнское общество при помощи своих транспортных средств обслуживает окрестные селения на много километров в окружности. Когда оно таким образом заручится достаточным числом членов в том или ином местечке, оно открывает там свое отделение, которое и становится опорной базой для дальнейшего проникновения кооперации в окрестности. Подобным же образом работает потребительское общество Йорка, еще до войны установившее регулярные об'езды окрестностей на расстоянии до 20 км. В настоящее время оно еще больше расширило эту сторону своей деятельности, обслуживая город и окрестные местечки при помощи 12 автомашин и 15 конных фургонов. В черте города и в ближайших окрестностях оно доставляет покупки на дом 2—3 раза в неделю, в более отдаленные местности товары доставляются раз в неделю или раз в 2 недели.

Автомобиль-лавка для продажи бакалейных товаров (задняя стена и внутренний вид)

Английское общество оптовых закупок за последние годы строит специальные типы конных фургонов и автомобильных грузовиков, могущих служить передвижными лавками. Построенные им модели отвечают самым разнообразным потребностям и встретили у первичных кооперативов живой отклик.

Помещаемый рисунок автомобиля-лавки дает представление о конструкции таких авто-машин.

На рисунке слева изображена задняя стена — витрина автомобиля-лавки. В лавке помещается достаточное количество продовольственных продуктов, мяса и овощей для обслуживания 300 покупателей в день. Шофер одновременно служит и продавцом. Внутри автомобиля очень удобно и компактно устроены полки и ящики, легко доступные продавцу. Для отбора необходимых продуктов служит подвешенная к потолку подвижная корзинка, в которую складывается отбираемый товар. Затем корзинка снимается, устанавливается на прилавок, и покупатель получает все требуемое. Внутреннее помещение лавки хорошо освещено, отапливается и предоставляет достаточно места для нескольких покупателей. Здесь же устроен небольшой ледник для хранения свежего мяса и скоропортящихся продуктов в жаркое время. Сзади автомобиля устроена застекленная красивая витрина для хранения зелени и фруктов. Свежий воздух внутри лавки обеспечивается устроенными в крыше кузова вентиляторами. На потолке укреплена доска с прейс-курантом товаров. На каждой полке укреплены таблички, указывающие стоимость соответствующего товара.

Довольно широко распространены в Англии также остроумного устройства автомобили-аптеки.

Для своего передвижения по дорогам потолок и стенки сдвигаются вместе и внешние размеры автомобиля получаются достаточными для удобной езды. По прибытии к определенному месту, стенки и потолок раздвигаются от мотора или вручную, и внутри кузова образуется достаточно свободное помещение для продавца и покупателей. Свободная площадь внутри кузова равняется 1,5 × 2,7 метра. Всего в ящиках и на полках размещается около 7.000 различных предметов. Для ночного освещения имеются электрические лампочки; днем освещение обеспечивается боковыми верхними окнами, устроенными вдоль всего кузова.

Кроме аптекарских товаров имеется место для двух кресел и конторки.

Я. Г.