ЗА РУЛЕМ, №8, 1928 год. ГДЕ и КАК ПОДГОТОВЛЯЮТСЯ ШОФЕРЫ

"За рулем", №8, ноябрь 1928 год, стр. 47-48

ГДЕ и КАК ПОДГОТОВЛЯЮТСЯ ШОФЕРЫ

Редакция "За Рулем" получает громадное количество писем, авторы которых, желая получить автомобильное образование и квалификацию шофера, запрашивают, где имеются автокурсы, какие сроки обучения, какова даваемая курсами квалификация и т. д.

Мы предлагаем всем товарищам, интересующимся автообучением, внимательно ознакомиться с помещаемой статьей, дающей ответы на все эти вопросы.

Для товарищей, желающих ознакомиться с автомобилем и мотоциклом заочно — путем самообразования, мы помещаем список соответствующей литературы, рекомендуемой секциями Автодора.

Автомобильные школы и курсы, выпускающие автошоферов, автомонтеров различных специальностей и автомехаников, имеются уже в ряде городов СССР. В Москве: ОШКУМТ (Воронцово Поле, №12); школа КИМ(Сокопьники) и спецкурсы (8-й и 9-й годы обучения при 26-й единой трудовой школе БОНО — Преображенская пл., №19); в Ленинграде (ул. Герцена, № 4); в Н.-Новгороде (Комсомольский пер., № 7); в Харькове (Черноглазовская, № 25); в Киеве (Воздухо-Флотское шоссе, № 22-а); в Одессе (Портофранковская, № 14); в Тифлисе (Сергиевская, № 8); в Ростове н/Д (Фридриха Энгельса, № 126) и в Твери (здание Горсовета, комната № 7).

Кроме этих школ и курсов, имеются повторные курсы шоферов в Иркутске, Свердловске и Воронеже.

Существующая сеть наших школ и курсов автомобильного дела в 1927 г. выпустила 745 автомобильных работников.

В связи с высокой стоимостью автомобильного образования и неурегулированностью вопроса об его финансировании, Главпрофобром РСФСР с 1926 года введена платность обучения на автомобильных профтехнических школах и курсах.

Эти учебные заведения комплектуются следующим образом: 60% учащихся командируются учреждениями и предприятиями, вносящими за своих рабочих и сотрудников полную плату обучения; 20% составляют лица, поступающие по личному желанию и вносящие частичную плату, и, наконец, 20% мест отведено для безработных, которые должны обучаться бесплатно.

Размеры полной платы установлены Главпрофобром РСФСР нижеследующие:

  1. Для отделения автошоферов: по ускоренным 6-месячным курсам — 140 р. за 6 мес., и нормальным 12-месячным — 210 р. за год.
  2. Для отделения автомонтеров — 40 р. за 12 мес.
  3. Для отделения автомехаников — 180 р. за 12 мес.

Размер частичной платы зависит от оклада содержания учащегося, при чем:

для лиц, получающих до 75 р.   в мес. составл. 5 р. в мес.
" " " от 75 до 100 " " " 10 " " "
" " " " 100 " 150 " " " 15 " " "
" " " " 150 " 200 " " " 20 " " "
" " " свыше 200 " " " 25 " " "
" " свободных профессий в зависимости от заработка от 25 до 50 р. в месяц.
" " вносящих налог по категории "Б", по соглашению с Союзом транспортных рабочих 50 р. в месяц.

В зависимости от местных условий эти размеры платы за обучение подвергаются соответствующим изменениям.

В соответствии с учебными планами и программами автомобильных профтехнических школ и курсов, утвержденными Государственным Ученым Советом (ГУС) в октябре 1926 г., для подготовки автомехаников требуется 2 года, при чем лица, поступающие на курсы автомехаников (вечерние), должны иметь или предварительный стаж шофера, знакомого со слесарно-кузнечными работами не менее 2 лет и не ниже 5-го разряда, или же стаж слесаря по автоделу не менее 2 лет не ниже 5-го разряда. По обучении на курсах автомеханик должен уметь самостоятельно производить все виды автомобильного ремонта и руководить групповым ремонтом автомобилей. Кроме практических знаний, автомеханик должен иметь теоретическое знание автомобиля во всех его деталях и знакомство с элементарными поверочными расчетами по справочникам.

Автомонтеры готовятся 4 года из подростков от 16 лет, окончивших 4-летнюю единую трудовую школу. В Москве, где учащиеся поступают в школу автомонтеров с повышенным образованием и где имеются улучшенные технические условия преподавания, высококвалифицированные преподаватели, надлежащее оборудование школ и т. п., срок этот сокращен до 3 лет. Окончивший школу получает среднюю квалификацию автомонтера не ниже 6-го разряда (знание слесарных, токарных, медницких, кузнечных и монтажных работ).

Подготовка шоферов, согласно этих учебных планов и программ ГУС'а, требует не меньшего времени.

Подготовка шоферов из подростков, окончивших четырехлетку, признана пленумом менее желательной и допущена им, как мера, вызываемая социальными условиями (малое количество лиц, окончивших семилетку среди членов союза транспортников). Продолжительность обучения в таких случаях — 2 года, приемный возраст учащихся — 16½ лет.

Более короткий срок (6 месяцев) установлен учебными планами и программами ГУС'а лишь для вечерних курсов шоферов III категории. Шофер этой категории должен уметь твердо управлять автомобилем до 20 лошадиных сил при всяких условиях езды и состояниях пути днем и ночью, знать устройство автомобиля, уход за ним, правила уличного движения, обязательные постановления местных административных органов и уметь правильно записать путевку. Практические работы на курсах позволяют такому шоферу приобрести основные кавыки по слесарному ремеслу не ниже 3-го разряда.

На эти курсы в первую очередь принимаются лица в возрасте не ниже 18 лет, имеющие некоторый первоначальный стаж по тракторному, слесарному или гаражному делу (не менее 1 года), как, например, трактористы, дизелисты, машинисты и пр., во вторую очередь — все остальные лица, не имеющие производственного стажа.

Шофер II категории подготовляется в таком же порядке на двенадцатимесячных курсах. По обучении он должен знать теоретически и практически устройство автомобиля, уход за ним и меры предупреждения неисправностей, а также уметь твердо управлять автомобилем до 40 лошадиных сил при всяких условиях езды. По слесарному ремеслу такой шофер приобретает навыки слесаря не ниже 4-го разряда, по монтажу же и регулировке — навыки в пределах текущего ремонта. Наряду с этим он производит простейшие токарные, сверлильные, кузнечные и медницкие работы, а также холодную вулканизацию.

На курсы шоферов II категории в первую очередь принимаются шоферы III категории, а также слесаря по автоделу со стажем не менее 2 лет.

Шофер I категории обучается 16 месяцев тоже на вечерних курсах. По обучении он должен иметь знания шофера II категории и дополнительно уметь производить средний ремонт автомобиля, регулировку, приемку машины в ремонт и горячую вулканизацию. Шофер I категории должен управлять автомобилем полностью свыше 40 лошадиных сил и знать основные правила международной автомобильной конвенции. По слесарному ремеслу он имеет навыки не ниже слесаря 5-го разряда.

На курсы шоферов I категории принимаются в первую очередь шоферы и слесаря по автоделу со стажем не менее 3 лет.

Обучение на вечерних курсах производится 4 раза в неделю по 4 часа в день.